Остались вопросы

Арктика: DRILL, BABY, DRILL

Под названием «Бури, детка, бури» неправительственная организация Reclaim Finance опубликовала обзор, посвященный финансированию нефтегазовых проектов в Арктике. По мнению «зеленых» авторов, бурение в Арктике − ужасное преступление, что объясняет название документа. Тем не менее документ содержит полезную информацию об арктических проектах и их финансировании.

 

f (2).jpg


Сергей Воробьев, директор Института развития

технологий ТЭК (ИРТТЭК)

   

            Для начала уточним понятие «Арктика». Обычно под Арктикой понимается территория, расположенная севернее полярного круга (66°33’44’’ северной широты). За Северным полярным кругом появляются «полярная ночь» и «полярный день», когда солнце в течение суток не показывается над горизонтом или не заходит за горизонт.


            Исходя из климатических особенностей и факторов окружающей среды, «Программа оценки и мониторинга Арктики» (Arctic Monitoring and Assessment Programm, AMAP), являющаяся одной из рабочих групп Арктического совета (Arctic Council, входят восемь арктических государств, включая Россию), мониторит большую площадь.

 

f (3).jpg

Граница Северного полярного круга на карте

 

            В настоящее время, утверждает обзор, в Арктике насчитывается 599 нефтяных и газовых месторождений, находящихся в стадии добычи, разработки, оценки, а также есть открытые.


            В ближайшие пять лет добыча нефти и газа в Арктике увеличится на 20 %.


            Нефтегазовую экспансию в Арктике подпитывают коммерческие банки. С 2016 по 2020 г. банки направили более 314 долларов ведущим компаниям, разрабатывающим новые нефтегазовые проекты в Арктике.


f (4).jpg

Эта территория похожа на территорию с 10 ºС изотермы июля


            При этом основными спонсорами арктических проектов являются банки, официально заявившие о своей приверженности ограничению финансирования нефтегазовой отрасли в Арктике: JPMorgan Chase − $18,6 млрд в период с 2016 по 2020 год, Barclays − $13,2 млрд, Citigroup − $12,2 млрд, BNP Paribas − $11,8 млрд.


            На европейские банки приходится более 1/4 мирового андеррайтинга и кредитов добывающим компаниям Арктики с ростом поддержки с $16,6 млрд в 2016 году до $28,4 млрд в 2020 году.


            Инвесторы владеют примерно $272 млрд активов в ведущих компаниях, разрабатывающих новые нефтегазовые проекты в Арктическом регионе (по состоянию на март 2021 года). Крупнейшими инвесторами, поддерживающи-ми арктических экспансионистов, являются BlackRock, Vanguard и Amundi, говорится в отчете.


            Мы опустили эмоции авторов, но, чтобы представить всю меру их негодования, напомним читателям сообщение от 28 января 2021 года:


«Богатейшая управляющая компания мира BlackRock, контролирующая активы на более чем 8,7 триллиона долларов, поставила ультиматум участникам рынка, которые не ведут борьбу с изменением климата. В письме к главам компаний, в которые инвестирует BlackRock, его глава Ларри Финк заявил, что BlackRock намерена требовать от получателей их денег планы по сведению выбросов углекислого газа до нуля к 2050 году».


            Более трети (222 из 599) арктических месторождений уже находятся в стадии разработки, что составляет резерв добычи более 4 млрд барр. н.э. Если компании получат необходимую поддержку от банков, страховщиков и инвесторов, в ближайшие несколько лет могут быть введены в эксплуатацию еще 39 нефтяных и газовых месторождений, благодаря которым к 2026 году добыча нефти и газа в Арктике может увеличиться на 20 %.


            Есть также еще 338 месторождений, которые компании уже открыли и могут начать разрабатывать. Когда все возможные активы войдут в стадию разработки, добыча может увеличиться на 30 % к 2030 году − с 11,5 млн барр. н.э./с до 15,3 млн барр. н.э./с.


f (5).jpg

Нефтяные и газовые месторождения в арктической зоне AMAP


            Деньги идут в Арктику, потому что, по данным Геологической службы США, месторождения за полярным кругом содержат еще 400 миллиардов баррелей нефтяного эквивалента неоткрытой нефти и ископаемого газа.


f (6).jpg

20 крупнейших компаний, работающих в Арктике или планирующих это сделать в ближайшем будущем


            На графике ниже показаны как ожидаемые уровни добычи для пяти компаний с 2020 до 2030 года (на основе

f (1).jpg


годовых уровней добычи для активов компаний, находящихся в стадии добычи, разработки или оценки месторождений), так и потенциальные уровни добычи с 2020 по 2030 год, если обнаруженные активы компаний будут запущены в производство.


            Большие планы в Арктике у «Газпрома», где находится 74 % его запасов. Добыча «Газпрома» может увеличиться на 14 % к 2030 году по сравнению с уровнем 2020 года и достичь 7621 млн барр. н.э. в год в 2030 году.


            TotalEnergies является ведущим европейским игроком, который участвует в 31 нефтегазовом активе, 9 из которых в настоящее время находятся в стадии добычи, 5 – в стадии разработки (2 из которых находятся в глубоководных морских водах), 4 – в стадии оценки месторождений и 13 только что открыты. Когда разрабатываемые активы Total вступят в стадию производства, производственные мощности TotalEnergies в Арктике увеличатся примерно на 28 % в 2030 году по сравнению с уровнями 2020 года и достигнут 179 млн барр. н.э. в год в 2030 году.


            Добыча ConocoPhillips должна вырасти на 36 % в 2030 году, если к тому времени все 30 обнаруженных активов будут запущены в производство.


            Добыча Shell может вырасти на 78 % к 2030 году, если компания найдет поддержку для запуска в производство своих 17 открытых активов.


            Equinor может сократит добычу более чем на 38 % в 2030 году и достичь 249,8 млн барр. н.э./с. Однако, если Equinor найдет поддержку, необходимую для развития обнаруженных активов, его добыча может остаться на уровне 2020 года.


            Такие компании, как BP (через свою долю в российской «Роснефти»), «Эквинор», «Шелл», Petoro, Vaar Energie (норвежская компания с итальянским ENI в качестве основного акционера), Wintershall, TotalEnergies, имеют прямое или косвенное участие в 178 из 375 арктических активов, находящихся в стадии разработки, оценки или на стадии обнаружения.

 

f (7).jpg

Топ-20 нефтегазовых компаний и их проекты в Арктике

 

            Из офшорных месторождений в обзоре выделяется месторождение Йохана Кастберга (Johan Castberg), которое включает в себя три небольших месторождения − Скругард, Хавис и Драйв. В настоящее время проект находится в стадии разработки, добыча здесь должна начаться к концу 2023 года. По данным оператора Equinor, проект принесет от 400 до 650 млн баррелей нефти.


f (8).jpg

Местоположение проекта Johan Castberg


            Проект расположен в зоне, свободной ото льда благодаря Гольфстриму.


            Единственный нефтяной офшорный проект в районе зимних льдов − российская платформа «Приразломная», расположенная в 60 км от берега.


            Возможность существования платформы в ледовой обстановке объясняется существованием Новой Земли и острова Вайгач между Печорским и Карским морями. Эти куски суши не позволяют двигаться ледовым полям, которые способны снести любую буровую платформу.


f (9).jpg


            Как рассказывает заместитель директора Института океанологии имени П. П. Ширшова Михаил Флинт, в Северном Ледовитом океане под действием ветра и течений огромные льдины иногда становятся вертикально и вмерзают в лед. Подводная часть у таких льдин достигает 20–25 метров. Дальше это все вмораживается в гигантские ледяные поля. На эти огромные ледяные поля воздействует ветер, образовавшийся ледяной плуг движется и «перепахивает» морское дно. Эффект называется ледовой экзарацией.


            При переходе газопровода от Бованенского месторождения через Байдарацкую губу трубы покрывали сверху бетонной рубашкой и закапывали в траншеи на дне.


            «Приразломную» ото льда защищает кессон, стенки которого сделаны из 4-миллиметровой стали, а трехметровое пространство между ними заполнено сверхпрочным бетоном. Конструкция способна выдержать даже прямой торпедный удар. Создать такую защиту оказалось возможным, так как глубина в этом месте всего 20 м. Неизвестно, как создать защиту от ледовых полей в открытом океане на большой глубине (например, в Мексиканском заливе скважины бурят при глубине моря около 1,5 км).


«Зеленые», настаивающие на полном запрете бурения в Арктике хотя бы нефтяных скважин, по-своему правы.


В случае разлива нефти собрать ее под двухметровым слоем льда нереально. К тому же если в теплом климате нефть быстро перерабатывают микроорганизмы, то у берега Аляски и сейчас можно видеть остатки нефти, разлитой там тридцать лет назад, в 1989 году, при не самом большом выбросе из танкера Exxon Valdez компании Exxon.

    

f (10).jpg

Нефтегазовые месторождения в Баренцевом море

 

            Баренцево море на сегодняшний день наиболее исследовано на предмет нефти и газа. Вот карта обнаруженных нефтегазовых месторождений из обзора.


            Но даже к известному Штокмановскому газоконденсатному месторождению (большое желтое пятно на карте) пока не подступились.


            Планов по освоению Арктики много, однако природа может внести в них свои коррективы − в Арктике (и на всем земном шаре) началось похолодание. Очередной цикл потепления закончился в районе 2016 года. Отметим, что в целом планета остывает последние три тысячи лет. На графике температура воздуха в градусах по Цельсию на вершине ледника Гренландии за последние 11 тыс. лет – по данным кернового бурения.


f (11).jpg

Температура воздуха на вершине ледника Гренландии

Источник: https://aftershock.news/?q=node/842187

 

            Каждый следующий пик потепления меньше предшествующего, мы не увидим «теплых столетий» Древнего Рима 11–12 веков, когда климат в Европе стал настолько мягким и теплым, что снег почти не выпадал и на территории современных Шотландии и Ирландии возделывали виноградники. Скорее всего, наших ближайших потомков ожидает очередной Little Ice Age и Elfstedentocht.


f (12).jpg


            К препятствиям в освоении Россией Арктики и «зеленым» добавилась политика. В стратегии Еврокомиссии по Арктике говорится о требовании установить полный запрет на добычу угля, нефти и газа в Заполярье и соседних регионах, а также критикуются действия России в Арктическом регионе. Так что вполне возможно, что нефть и газ Арктики еще долго будут пребывать нетронутыми под землей.

 


 

Журнал «НГС (Нефть и Газ Сибири)» № 4(45) 2021 г.

 

Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.