Остались вопросы

Елена Бойко: «Ветеринары – это особая «каста» наших студентов, в которую не попадают случайно»

31 августа в России отмечают День ветеринарного врача. Любовь к животным и стремление им помогать у большинства ветеринаров формируются в раннем детстве, поэтому в данной профессии мало случайных людей. В преддверии профессионального праздника мы поговорили о проблемах и перспективах современного ветеринарного образования с ректором Государственного аграрного университета Северного Зауралья Еленой Бойко.

    

wq (1).jpg 


Елена Бойко, Ректор ГАУ Северного Зауралья     

Агрономы или зоотехники при поступлении в вуз обычно рассматривают и другие направления, ветеринары – только свою специальность

Елена Григорьевна, на дворе лето, в вузах идет интенсивная работа приемных комиссий, и первый вопрос, который хочется задать, – высок ли конкурс в университет на ветеринарные специальности, привлекает ли эта профессия молодежь?

 

В этом году в нашем университете отмечают знаковый юбилей – 30-летие факультета ветеринарной медицины, который 15 лет назад был преобразован в Институт биотехнологии и ветеринарной медицины. Сразу скажу, что специальности «Ветеринария» и «Ветеринарно-санитарная экспертиза» – одни из самых востребованных среди наших абитуриентов. Конкурс по ним в последние годы составляет 3–5 человек на место. Популярными остаются и такие направления обучения, как «Зоотехния» и «Водные биоресурсы и аквакультура». И это не случайно. До сих пор, если к нам поступают ребята, желающие учиться на агрономов и инженеров, они параллельно рассматривают и другие направления, но если абитуриент идет на ветеринарию, то в 90 % случаев ему не интересны никакие иные специальности. Как правило, любовь к животным, стремление им помогать, ухаживать за ними формируются в раннем детстве, и тогда же, думаю, возникает мечта стать ветеринарным врачом. Такие абитуриенты заранее замотивированы на эту профессию и выбирают при сдаче ЕГЭ именно те предметы, которые им нужнее для поступления.


Это очень интересные ребята, со своим восприятием жизни – особая «каста» наших студентов. Они даже внешне отличаются от остальных – всегда в белых халатах, чаще носят необычные прически. Кстати, ветеринария – это единственное направление в университете, где сохранился специалитет – пять лет.

 

А чем отличается обучение ветеринарной профессии от других агроспециальностей?

 

Это абсолютно практико-ориентированное обучение. Образовательный процесс максимально приближен к жизни, к тем предприятиям, где работают ветврачи. И потребность в них очень высокая – не только непосредственно в Тюменской области, но и в ХМАО-Югре, и в ЯНАО. Когда нам поступают запросы на специалистов, ветеринаров в них всегда больше всех. В основном, конечно, среди работодателей – крупный и средний бизнес, который может себе позволить содержать в штате ветврачей. Нельзя забывать и про ветеринарные клиники. По статистике, чуть ли не каждая вторая российская семья имеет домашних животных, а им тоже требуются профилактика и лечение заболеваний.


Очень важно то, что все тюменские сельхозпредприятия открыты для наших студентов. Мы начинали с 47 партнеров, сейчас их гораздо больше, и все с радостью берут ребят на практику. Плюс в ближайшие месяцы к вузу будет присоединено учебно-опытное хозяйство, а это без малого 650 коров дойного стада. Также постепенно модернизируем ветеринарную клинику университета, собираемся запустить современную скорую помощь для животных.

Мы студентам говорим, что уже прошло время одного образования и моноспециальностей. Учиться нужно постоянно, в течение всей жизни, чтобы полученные знания и навыки были на стыке нескольких профессий. Такой человек, приходя на предприятие, знает про животное все – чем его кормить, как выращивать, как лечить и профилактировать заболевания, правильно принять отелы и т. д. Это специалист высочайшего уровня, и он всегда будет нарасхват.

По вашей статистике, какой процент выпускников, получивших диплом ветврача, идет работать по специальности?

 

За 2020 год трудоустройство наших выпускников в АПК достигло 82 %. Это очень хороший показатель. Есть направления, в частности ветеринария, зоотехния и агрономия, где на последнем курсе практически 100 % студентов уже работают на предприятиях! Конечно, бывает так, что выпускники идут по пути наименьшего сопротивления и выбирают работу в городской ветклинике, вместо того чтобы идти работать на предприятия АПК. Но это не такой большой процент ребят. Мы стараемся еще во время обучения плотно связать студентов с сельхозпредприятиями, чтобы они были готовы продолжить там работу после получения диплома. Мы стремимся показать им, что современное животноводство – это высокотехнологичная отрасль, которая развивается быстрыми темпами, при участии цифровых технологий.

 

Если качество ветеринарного обслуживания с каждым годом растет, стали ли животные меньше болеть?

 

Животные, как и люди, болеют всегда. Но сегодня можно говорить о растущей роли профилактики заболеваний, анализа здоровья животного для выявления возможных патологий. Уровень лекарств и медикаментов тоже значительно вырос – даже по сравнению с тем, что было десять лет назад. К сожалению, у животных, как и у человека, достаточно много генетических заболеваний, и очень важно эти генетические аномалии выявлять у животных сразу после рождения. У нас в вузе есть оборудование для такой работы, позволяющее исследовать ДНК животных и определять скрытые мутации. А можем, наоборот, выявлять гены продуктивности – например, у коров для производства сыропригодного молока. Очень важно следить за геномом каждого животного. Мы студентам говорим, что уже прошло время одного образования и моноспециальностей, учиться нужно постоянно, в течение всей жизни, чтобы твои знания и навыки были на стыке нескольких профессий. Например, очень правильно сочетать профессии зоотехника и ветеринарного врача. Или можно окончить бакалавриат по зоотехнии, а потом отучиться на ветсанэксперта в магистратуре. Такой человек, приходя на предприятие, знает про животное все – чем его кормить, как выращивать, как лечить и профилактировать заболевания, правильно принять отелы и т. д. Это специалист высочайшего уровня.

 

wq (3).jpg   

Елена Григорьевна, все-таки хочется понять: если молодежи так интересна ветеринария (судя по высокому конкурсу на эту специальность) и процент трудоустройства выпускников очень большой, почему же селяне бьют тревогу, что некому лечить животных?

 

Думаю, главным образом потому, что вузы выпускают не так много ветеринарных врачей. Каждому университету доведены контрольные цифры приема, которые обоснованы запросом реального сектора экономики и сформированы так, чтобы не создать перепроизводства кадров. Но, во-первых, не все поступившие в итоге доходят до диплома. Кто-то передумал, понял, что это не его, кому-то оказалось сложно учиться (ведь, по сути, это та же медицина, и требования к обучающимся очень высокие!). Во-вторых, как мы уже выяснили, около 20 % выпускников не идут работать в отрасль. Наконец, какая-то часть ребят предпочитают остаться в городе и работать в более комфортных условиях – в тех же ветклиниках.


Но, повторюсь, мы в процессе всего обучения настраиваем ребят на работу именно на сельхозпредприятиях, налаживаем контакт с бизнесом, поэтому есть уверенность, что постепенно ситуация с нехваткой кадров в АПК изменится в лучшую сторону.


К тому же наши хозяйства динамично развиваются, производства расширяются, и им требуются кадры нового уровня – именно такие мы стремимся готовить в вузе.

 

Что сегодня изменилось в требованиях работодателей к ветеринарным врачам? Каких специалистов ждут на современном производстве и успевают ли разработчики учебных программ за меняющимися требованиями рынка?

 

Конечно, современным предприятиям нужны кадры, обладающие современными знаниями. Мы готовим студентов в соответствии с требованиями времени. Для актуализации учебных планов, рабочих программ дисциплин задействованы руководители и ведущие специалисты сельскохозяйственных предприятий, которые еще и проводят практические занятия у наших студентов. Профессорско-преподавательский состав постоянно повышает уровень своей квалификации через производственные стажировки на передовых предприятиях, кроме этого, преподаватели и студенты задействованы в научно-исследовательских проектах.


Ветеринария – подвижная специальность, и необходимо все время развиваться. Даже очень опытные работники для поддержания должного уровня постоянно проходят обучение, участвуют в ветеринарных конгрессах, симпозиумах, узнавая новые способы диагностики, лечения и профилактики болезней. И уж тем более все это важно для молодых специалистов. Сочетание практического опыта, энтузиазм молодых специалистов и постоянное обновление знаний позволяют всей ветеринарной службе работать слаженно и эффективно, с пониманием, что от их работы зависит здоровье не только животных, но и человека.   

Бывает так, что выпускники идут по пути наименьшего сопротивления и выбирают работу в городской ветклинике, вместо того чтобы ехать на село. Но это не такой большой процент ребят. Мы стараемся еще во время обучения плотно связать студентов с сельхозпредприятиями и показать им, что современное животноводство – это высокотехнологичная отрасль, которая стремительно развивается.

Сегодня стремительно растет роль цифровизации во всех отраслях, включая сельское хозяйство. Как информационные технологии меняют систему подготовки специалистов для животноводства?

 

Цифровизация в АПК активно набирает обороты, и может показаться, что автоматизация производственных процессов сводит работу специалиста к функции оператора производственного участка. Но это заблуждение. Датчики, расположенные на животном, считывают показатели о его состоянии, но выявить причину и тем более назначить лечение искусственный интеллект пока не способен, для этого необходимо врачебное мышление, которое мы вырабатываем у наших студентов на протяжении всех лет обучения.


Визуально оценить состояние здоровья животного по комплексу показателей, скорректировать лечение с учетом реакции животного, оказать экстренную помощь сможет только «живой» специалист. Поэтому профессия ветеринарного врача будет всегда востребованной, а цифровизация облегчит его работу.

 

Ваша коллега, ректор Омского аграрного университета имени П. А. Столыпина Оксана Шумакова, выступая на форуме «АгроОмск-2021», заявила о критически низком уровне вовлеченности молодежи в агронауку – менее 10%. Как можете прокомментировать эту тенденцию? И какие научные направления в ветеринарии сегодня интересны вашим студентам?

 

Такая проблема характерна в целом для российской агронауки. Действительно, большинство выпускников хотят сразу после вуза пойти зарабатывать, чтобы обеспечивать себя и свою семью. Но так было во все времена. И при этом всегда есть когорта выпускников, которым интересно заниматься наукой – они увлекаются ею еще в студенческие годы. Да, их немного, но, в принципе, даже 10% – это очень хорошая цифра. Конечно, хотелось бы, чтобы этот процент был выше. А когда у молодых специалистов на производстве складывается еще какая-то научно-исследовательская деятельность, это вообще отличный вариант.


Очень важно, чтобы у ребят, склонных к науке, были рядом хорошие педагоги, которые смогли бы увлечь своих подопечных интересной темой. Кстати, у нас очень высокий конкурс в этом году в аспирантуру, а это значит, что юные ветеринары хотят идти в науку, совершать открытия, быть в эпицентре различных исследований.

 

wq (2).jpg


Чем сегодня кардинально отличается ветеринарное образование в российских и зарубежных вузах? Какие мировые образовательные тренды могут прийти к нам в ближайшее время? Какая трансформация ждет отечественные вузы и в целом российскую ветеринарную школу?

 

Насколько мне известно, в зарубежных странах ветеринарный врач на этапе поступления в вуз проходит более жесткий отбор, даже в сравнении с уровнем поступающих в медицинские учреждения образования. Это подчеркивает особую важность данного специалиста и престижность профессии. Радикальных различий в подготовке ветврачей мы не видим, поскольку есть единая цель – ветеринария отвечает за недопущение возникновения и распространения болезней, общих для человека и животных, и за получение качественной и безопасной продукции животноводства.


Учитывая напряженную ситуацию по инфекционным и инвазионным болезням, мы в разработке новых средств терапии и профилактики, в том числе с учетом развивающейся антибиотикорезистентности. Сейчас появляются новые устройства для проведения диагностики, экстренной и плановой помощи животным, поэтому современные ветеринарные врачи должны иметь так называемые «гибкие» навыки, позволяющие быстро обучиться работе на современном оборудовании и новым техникам. И мы стремимся действовать в соответствии с требованиями времени.

 

 


   

 

Журнал «Сельская Сибирь» № 4 (24) 2021

 

Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.