Остались вопросы

Энергетические суда: зачем они нужны и кем регулируются?

Мобильные «зарядные устройства» давно вышли за пределы частного потребления физическими лицами. Одной из инновационных форм переносного источника энергии является энергетическое судно, доступное к транспортировке в любую локацию, в которой в нем имеется потребность.

 

Около 6 лет назад турецкое энергетическое судно Fatmagül Sultan пришвартовалось для поставки энергии в Лебанон. С 2000 года для использования в строительных и иных проектах предлагаются энергетические баржи, которые активно используются в Индии, Нигерии и Гане.


Энергетическое судно (power ship) – это судно специального назначения с установленным на нем генератором энергии. Такие единицы флота могут быть использованы в качестве стационарных либо направляться для подачи энергии в районы, где на них имеется запрос: от кризисных районов, обесточенных после природных катастроф, до морских платформ и районов гидротехнических работ.


Статья 7 Кодекса торгового мореплавания (далее – КТМ РФ) устанавливает, что под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. Статья 2 КТМ РФ, содержащая критерии отнесения деятельности к области торгового мореплавания, допускает расширенное толкование: список целей использования судна в ст. 2 КТМ РФ не является исчерпывающим, допуская «иные цели» в качестве относящихся к торговому мореплаванию.


Во многих морских юрисдикциях закнодательно допускается расширительное толкование понятия «судно», в том числе в Акте о торговом мореплавании 1995 года, действующем в Великобритании, а также в Акте о правилах конструкции, изданном в соответствии с Кодексом США. Однако существенное значение имеет назначение плавучего объекта: он должен быть пригоден для навигации и использоваться для нее (Wells v Owners of the Gas Float Whitton (№ 2) [1897] AC 337). Стационарный объект, выглядящий, как судно, но использующийся в качестве базы для хранения газа, не является судном.


Необходимо отметить, что КТМ РФ уже содержит регулирование в отношении энергетических судов – это суда с ядерными энергетическими установками. Часть 2 ст. 12 КТМ РФ устанавливает, что такие суда могут находиться в собственности только Российской Федерации, за исключением судов с ядерными энергетическими установками атомного ледокольного флота, которые могут находиться в собственности российских юридических лиц, включенных в утверждаемый Президентом Российской Федерации перечень. Такое ограничение продиктовано природой энергетической установки, являющейся источником повышенной опасности. Однако энергетическое судно может являться базой для установок иного, более безопасного типа.


Очевидно, что для прямого применения КТМ РФ и других отраслевых законов к энергетическим судам законодательство должно быть адаптировано. В том числе в свете постепенного отказа индустрии от серосодержащего топлива энергетические суда рано или поздно должны быть признаны как объекты регулирования в морском законодательстве, вне зависимости от энергетического источника на борту.


При наличии надлежащего регулирования не будет иметь принципиального значения метод использования энергетического судна: с передвижениями между портами или морскими локациями или стационарное использование в одном месте. В деле Offshore Co v Robison 266 F.2d 769 (5th Cir, 1959) оффшорная платформа была признана судном – даже с учетом, что навигацию она не совершала.


При повышении запроса на строительство энергетических судов они легко могут быть оснащены любыми видами оборудования и питаться от любого топлива. 


После вступления в силу инициативы ИМО 2020 о дальнейшем снижении сернистости топлива энергетические суда уже могут проектироваться без зависимости от «тяжелого бункера», ориентируясь на заправку природным газом.


Допускается, что к энергетическим судам может применяться и Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (Конвенция МАРПОЛ), так как п. 4 ст. 2 конвенции определяет судно как эксплуатируемое в морской среде судно любого типа и включает суда на подводных крыльях, суда на воздушной подушке, подводные суда, плавучие средства, а также стационарные или плавучие платформы. Исходя из изложенного, в настоящий момент в международном законодательстве уже имеются положения, которые смогут применяться к энергетическим судам без дополнительной корректировки.


Не будут изменены и правила регистрации таких судов, действующие в морских юрисдикциях. В настоящий момент в п. 5 Правил государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов, утвержденных Приказом Минтранса России от 19.05.2017 № 191, не содержится запрета на государственную регистрацию судов, имеющих характеристики энергетических.


Наибольшую трудность представляет отсутствие отдельных классификационных правил для оценки безопасности и мореходности таких судов. Наличие действующего судового класса по результатам осмотра, а также его поддержание является обязательным условием для эксплуатации любого судна под флагом России (ч. 1 ст. 22 КТМ РФ). Для проведения всестороннего осмотра энергетических судов может потребоваться отдельный свод правил, обеспечивающих безопасность не только судовой конструкции, но и энергетической установки на борту.


Устойчивость и живучесть энергетического судна являются более существенными, чем его способность к активной навигации, с учетом, что судно может находиться в пришвартованном состоянии несколько лет. Таким образом, к энергетическим судам могут быть неприменимы технические требования, относящиеся к судам, находящимся в постоянных переходах. Между тем постановка судна в сухой док при наличии постоянно работающей энергетической установки на борту может быть затруднительной, и данный вопрос должен решаться не только с точки зрения правил классификации и освидетельствования, но и с позиции договорных отношений судовладельца и фрахтователя судна /заказчика поставки энергии.


Работа энергетического судна может проводиться на основании целого ряда договоров, в рамках которых судно может использоваться вместе с энергетической установкой (услуги по поставке энергии с судна) либо арендоваться в качестве базы для нее (чартер). Условия оплаты за время пользования судном могут быть установлены по соглашению сторон в форме периодических платежей, люмпсум и т.д.


Потенциальные цели эксплуатации энергетического судна не ограничиваются подачей электроэнергии к стационарным объектам. 


С учетом наличия в индустрии быстро развивающегося тренда на суда с электрическими двигателями, энергетические суда могут использоваться в качестве базы для подзарядки флота, заменив бункеровщики. 


В настоящий момент отсутствуют основания для ограничения прав владения энергетическими судами для граждан или юридических лиц, если они не имеют ядерную установку. Между тем, принимая во внимание техническую сложность оборудования на борту такого судна, деятельность по поставке энергии с судов должна подлежать лицензированию. В этом случае потребует дополнения Федеральный закон от 04.05.2011 № 99­ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Финансирование строительства/покупки энергетического судна не отличается от финансирования приобретения иных судов. Допустима регистрация ипотеки по кредиту, передача судна в лизинг либо в чартер с последующим выкупом. Для страховщиков предоставление покрытия по энергетическим судам может быть привлекательным, так как такое судно подвержено меньшему количеству рисков в процессе эксплуатации: отсутствуют постоянные морские переходы, работа в малоизученных районах.


В отношении энергетических судов будут допустимы аресты на основании положений Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов 1952 года, и Международной конвенции об аресте судов 1999 года. Обе конвенции не предусматривают ограничения по квалификации объекта в качестве судна, основываясь на наличии в его отношении морских требований. В отношении энергетических судов может возникнуть морское требование: из договора об использовании или найме судна на условиях чартера или иным образом, снабжения судна грузом или материалами в целях его эксплуатации или поддержания, постройки, ремонта, оборудования судна или уплаты доковых расходов и сборов, заработной платы, причитающейся капитану, лицам командного состава или другим членам экипажа, и т.д.


Существенное значение имеет порядок утилизации таких судов после выработки жизненного цикла энергетической установки. В отношении уже существующих и зарегистрированных в России судов с ядерной энергетической установкой действует ряд отдельного нормативного регулирования, принятого в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.11.1995 № 170­ФЗ «Об использовании атомной энергии». Такие же специальные законы должны быть приняты и в отношении энергетических судов иного типа, с учетом специфики их энергетических установок.


Начало активной работы энергетических судов в российских водах, безусловно, потребует внедрения новых законодательных инициатив, однако практика показывает, что уже имеющаяся законодательная база во многом готова к регулированию подобного вида флота. Энергетические суда в будущем могут стать полезным механизмом в реализации различных проектов в морских водах – от электрификации промышленных зон до заправки судов с электрическими двигателями.

 

   ЖДАНОВА В.Д., Адвокатское бюро Санкт­Петербурга «Инмарин»

 

Журнал «Нефть и газ Сибири» 4(37) 2019

 

Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.