Остались вопросы

Энергосбережение и энергоэффективность транспортировки нефти

Проблеме рационального использования энергетических ресурсов сегодня уделяется достаточно большое внимание. Как повысить эффективность этой работы при транспортировке нефти и нефтепродуктов и что тормозит этот процесс?

 

tr (2).jpg


Дмитрий Коптев, руководитель медиацентра Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)

 

    Принятый в 2009 году закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» термин «энергосбережение» определяет как «реализацию организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг)».


    Можно сформулировать признаки, характерные для категории «энергосбережение»:


- снижение удельного конечного потребления энергетических ресурсов;


- эффективное использование первичных (природных) невозобновляемых энергетических ресурсов;


- вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.


    Применительно к конкретному предприятию систему энергосбережения целесообразно рассматривать в двух аспектах. Первый аспект состоит в снижении физического объема топлива и энергии, расходуемых на единицу выпускаемой продукции или национального дохода.   Второй – это мероприятия, реализация которых в области энергетического хозяйства обеспечивает достижение экономического эффекта за счет совершенствования структуры самого энергетического производства и энергетического баланса, а также замещения энергией трудо-вых ресурсов или дорогих и дефицитных материалов. К данному аспекту энергосбережения относятся и мероприятия, при которых экономический эффект достигается при дополнительном расходе энергоресурсов, обеспечивающем повышение качества, надежности и срока службы выпускаемой продукции или организацию производства новой продукции с улучшенными потребительскими свойствами, улучшение условий и безопасности труда, снижение негативного воздействия на окружающую среду.


    Еще одной важной категорией является «энергетическая эффективность». В отличие от энергосбережения, главным образом направленного на уменьшение энергопотребления, энергоэффективность – полезное расходование энергетических ресурсов. Целесообразно данную категорию определять как «характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенных в целях получения такого эффекта, применительно к технологическому процессу, продукции, предприятию».


Государственная политика РФ в сфере энергосбережения и энергоэффективности


    Одним из стратегических направлений развития экономики России является модернизация энергетики и повышение энергетической эффективности1 (1 - Сергеев Н.Н. Методологические аспекты энергосбережения и повышения энергетической эффективности промышленных предприятий. Монография. УдмГУ, 2013.). Согласно Энергетической стратегии России на период до 2020 года реализация механизма государственного регулирования предполагает следующие основные направления:


- создание рациональной рыночной среды (институциональные преобразования энергетического хозяйства, а также налоговое, таможенное, тарифное, антимонопольное регулирование);


- повышение эффективности управления государственной собственностью в области энергосбережения;


- введение системы перспективных технологических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость процесса развития энергетики и стимулирующих энергосбережение;


- стимулирование и поддержку стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инновационной, инвестиционной и энергосберегающей сферах.


    Необходимость развития и активизации процессов энергосбережения и повышения энергоэффективности в России обусловлена наличием негативных тенденций роста энергоемкости валового внутреннего продукта как основного показателя эффективности использования энергетических ресурсов. Несмотря на то, что, согласно данным Энергостратегии-2035, энергоемкость российской экономики с 2008 по 2018 год снизилась на 9,3 %, можно констатировать, что эти темпы явно недостаточны. По данным Минэкономразвития2 (2 - Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации (2019 г.) energyefficiency2019.pdf - economy.gov.ru), в последние четыре года рассматриваемого периода сокращения вообще не наблюдалось, а поставленная цель по снижению энергоемкости ВВП Российской Федерации на 60 % при сохранении текущих темпов будет достигнута только в 2043 г. с существенным отставанием от плана. Энергоемкость российского ВВП остается выше мирового уровня на 46 %.


    Проблеме рационального использования энергетических ресурсов в настоящее время уделяется достаточно большое внимание. Так, актуальными являются работы по анализу ТЭК страны и отдельных ее территорий; разработке и внедрению современной энергосберегающей техники и технологий; технико-экономическому обоснованию эффективности их использования; нормированию и стандартизации показателей использования энергетических ресурсов; разработке и внедрению энергетического менеджмента в контекстах как технологической проблемы, так и проблем социально-экономического и экологического характера.

 

Энергопотребление и энергоэффективность в сфере транспорта нефти и нефтепродуктов


    В настоящем исследовании мы сравниваем показатели российских и мировых нефтетранспортных трубопроводных компаний. Выбор объекта продиктован следующими соображениями:


- Нефтедобывающие, транспортные и перерабатывающие предприятия – крупнейшие энергопотребители, что диктуется масштабами инфраструктуры, количеством и разнообразием технологического оборудования.


- В то же время в силу своих масштабов эти предприятия довольно инерционны и консервативны. Модернизация и замена технологического оборудования требует значительных капитальных вложений, поэтому каждый проект тщательно исследуется с точки зрения экономического эффекта, которые он может принести. Именно поэтому анализ реализуемых мер представляет особый интерес – в случае трубопроводных компаний можно быть уверенным, что это не дань сиюминутной политической конъюнктуре, а глубоко мотивированное решение, основанное на экономических соображениях.


 - Наконец, для России нефтяная отрасль остается важнейшей отраслью экономики, а ПАО «Транснефть» – одна из ключевых естественных монополий, модернизация которой способна дать значительный мультиплицирующий эффект и послужить толчком к развитию производства отечественного оборудования, соответствующего по своим характеристикам задачам перехода к низкоуглеродному экономическому укладу.


    Сравнение масштабов и показателей энергоэффективности деятельности трубопроводных компаний проводилось консалтинговой компанией КПМГ (последний отчет вышел в 2020 году). Сравнивалась деятельность компаний на выборке 15 мировых трубопроводных компаний.

 

tr (3).jpg


Удельное потребление энергии при транспортировке нефти (выборка КПМГ-2020):    


В отчете специально оговаривается, что это условная расчетная оценка величины удельного потребления энергии компаниями выборки (большинство компаний не публикует данные о потреблении энергоресурсов). Расчет произведен на основании данных о суммарной стоимости потребленных компаниями энергоресурсов, средней стоимости электроэнергии в регионах присутствия соответствующих компаний, а также доли расходов ПАО «Транснефть» на электроэнергию в совокупных расходах компании на энергию.


    Уровень удельного потребления электроэнергии при транспортировке нефти для ПАО «Транснефть» был ниже медианного значения на 25,4 % (11,90 кВт*ч/1000 т*км в 2019 г. против 15,96 кВт*ч/1000 т*км).

 

Удельное потребление энергии при транспортировке нефтепродуктов (выборка КПМГ-2020):     


Аналогичный подход к оценке применялся и при расчете удельного потребления электроэнергии при транспортировке нефтепродуктов. Показатель ПАО «Транснефть» в 2019 г. был выше медианного значения на 10,4 % (11,28 и 10,11 кВт*ч/1000 т*км соответственно).


 tr (1).jpg


«Транснефть» как пример повышения энергоэффективности


    Как показывают вышеприведенные данные, российская компания по уровню удельных затрат энергоресурсов на единицу товарно-транспортной работы является одной из лучших в мире. «Транснефть» активно занимается повышением энергетической эффективности в течение последних 10 лет. За этот период снижено на 16 % удельное потребление электроэнергии на единицу объема перекачанной нефти и нефтепродукта. В период с 2009 по 2017 г. была сформирована и реализована программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Суммарная экономия в результате составила более 450 тыс. т условного топлива.


    В то же время, как отмечается в диссертации на соискание степени кандидата технических наук П. Ревель-Муроза, дальнейшее сокращение энергозатрат затруднено по объективным причинам. Удельное потребление электроэнергии на осуществление перекачки нефти находится в степенной зависимости от грузооборота, рост которого приводит к увеличению энергопотребления системы, а также от доли в нем вязких3 (3 -Карангин В.П., Хлопотенко А.М. (ОмГТУ). ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ РАЗБАВИТЕЛЯ ПРИ ПЕРЕКАЧКЕ ВЫСОКОВЯЗКОЙ НЕФТИ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ТРУБОПРОВОДУ.             


    Ташбулатов Р.Р. Каримов Р.М. (УГНТУ). ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ СМЕСЕЙ ПРИ СОВМЕСТНОМ ТРУБОПРОВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ НЕФТЕЙ.


                Всероссийская научно-практическая конференция «Трубопроводный транспорт углеводородов» 28-29 сентября 2017 г., Омск.) тяжелых и застывающих нефтей, которая в общем объеме перекачки ежегодно растет и требует применения сложных дорогостоящих специальных методов, связанных с повышенными энергозатратами. Решение данных задач возможно только за счет совершенствования и разработки новых методов повышения энергоэффективности нефтепроводного транспорта.


    В течение последних лет началось внедрение в энергосистему компании источников альтернативной энергии. Как объясняют в компании, это не просто дань моде на ВИЭ, а насущная необходимость. Отдельные объекты находятся в глухих или отдаленных от магистральной энергетической инфраструктуры местах, и возникает проблема обеспечения их энергией. Тянуть туда линии электропередачи дорого. Поэтому было принято решение использовать некоторые варианты установок альтернативной энергетики, чтобы оценить, насколько это будет выгоднее. 


Выводы


- Энергоэффективность отрасли ТЭК в целом и нефтетранспортного сектора в частности не может рассматриваться в отрыве от экологических оценок, в частности от оценок потенциального карбонового следа каждого из предприятий, отрасли и секторов.


- Возможно, имеет смысл организовать круглый стол с представителями академического сообщества в сфере Public Administration и управленцев-практиков для определения комплексных подходов в задачах отраслевого управления, выработки новых форматов статистической и прочей отчетности.


- Целесообразно на региональном (или территориаль- ном) уровне организовать мониторинговые наблюдения энергопотребления и эмиссии парниковых газов предприятиями, производственными комплексами, поселениями. Задача может ставиться НИЦ корпораций в рамках учреждаемых МНВО карбоновых полигонов, с тем чтобы не только накапливать необходимую для управления производством и социальным комплексом информацию, но и иметь базу для прогнозов возможного экологического налогообложения, которое обязательно придет в ближайшие 5…10 лет.


- Разработать методику (собственную либо в кооперации с НЭРА) национального рейтинга ESG – крупных компаний и регионов. Результаты такого рейтинга предлагать в процессах поддержки выработки и принятия управленческих решений на федеральном и региональных уровнях. (Далее можно бы было задуматься и о развитии рейтинга в международных масштабах.)


- Повышение энергоэффективности нефтетранспортной трубопроводной инфраструктуры – необходимое условие сокращения углеродных выбросов и обеспечения конкурентоспособности отечественной экономики в условиях энергоперехода. Необходимы скоординированные усилия государства и корпоративного сектора для достижения максимальных возможных результатов в этом направлении.


- Снижение энергопотребления в настоящий момент ограничивается объективными причинами, главной, по-видимому, остается низкая скорость технологического развития, то есть для дальнейшего движения в этом направлении требуются новые технологии.


- Использование возобновляемых источников энергии представляет большой интерес как перспективная разработка, однако в настоящий момент их применение требует комплексных оценок.


- Представляется, что сегодня более целесообразно сосредоточить усилия на разработке и внедрении более экономичного технологического оборудования и антифрикционных присадок, позволяющих снизить гидродинамическое сопротивление и, как следствие, удельный расход энергии на внутренних и экспортных направлениях трубопроводов.

 








Журнал «НГС (Нефть и Газ Сибири)» № 3(44) 2021 г.

 

Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.