Остались вопросы

Как преодолеть антигазовое лобби?

Как метан поможет сократить вредные выбросы в атмосферу, почему электродвигатели уступают газовым, какие стимулы заставят автопроизводителей перейти на газовое топливо — эти и другие вопросы обсудили спикеры панельной дискуссии «Газ и транспорт» на IX Петербургском международном газовом форуме.

 

Газу нужна господдержка


Объем потребления газа в мире составляет 26 млрд. м3, а к 2025 году может преодолеть рубеж в 100 млрд. м3. Такие данные озвучил советник генерального директора ООО «Газпром экспорт» Александр Медведев. Однако, несмотря на востребованность ресурса, голос газовой индустрии плохо слышен в политических кругах, а некоторые чиновники и вовсе пытаются омрачить «его светлый образ», отметил спикер. Бизнес вынужден регулярно доказывать правительству конкурентные преимущества метана, хотя они очевидны. Так, выброс природного газа на 25% меньше выбросов от бензинового топлива и на 30% меньше, чем от дизельного.


Кроме того, автомобили на природном газе по сравнению с транспортом на дизельном топливе выделяют на 70% меньше оксида азота, который гораздо опаснее для здоровья, чем СО2. А выбросы угарного газа от метанового двигателя и вовсе ничтожны, поскольку они ниже, чем у бензиновых, на 95%. Вдобавок газовые двигатели шумят вдвое меньше дизельных. Эксперт призвал коллег работать над тем, чтобы преодолеть антигазовое лобби, ведь без государственной поддержки вопрос не сдвинется с мертвой точки.


Сейчас же господдержку в Европе получает главным образов электротранспорт, что позволяет увеличивать продажи электромобилей. А без поддержки государства он не так конкурентоспособен. В подтверждение сказанного Медведев привел пример Дании, где продажи электромобилей упали на 60% из­за отмены налоговых послаблений на эксплуатацию такого транспорта.

 

Электромобили – не конкурент?


Дмитрий Хандога, заместитель начальника департамента ПАО «Газпром», в своем
выступлении продолжил тему загрязнения окружающей среды выбросами. Он привел статистику, согласно которой один контейнеровоз выбрасывает столько же вредных веществ, сколько миллион автомобилей. Он подчеркнул, что «Газпром» всячески пропагандирует переход на газовое топливо и на данный момент владеет крупнейшим автопарком на метановых двигателях, куда входит транспорт, работающий на промыслах и газопроводах низкого и высокого давления. В общем парке «Газпрома» свыше 11 тыс. единиц транспорта, около 300 заправочных комплексов на территории России, а газонаполнительных станций в Германии и Чехии – свыше 60.


Развивать газомоторный рынок возможно лишь совместными усилиями. «Кто же должен сделать первый шаг? Первый шаг должна сделать команда. «Газпром» готов взять на себя обязательства по развитию инфраструктуры, но для этого нужно, чтобы автопроизводители также брали на себя ответственность по развитию этого бизнеса, продажам газовых автомобилей, кроме того, должна быть поддержка на муниципальном и государственном уровнях. То есть это должна быть команда из трех игроков: регулирование, производители, инфраструктура. Тогда мы увидим существенный рост», – подчеркнул спикер.


Мария Роза Барони, президент Национального газомоторного консорциума Италии
и Международной газомоторной академии, рассказала коллегам, как им удалось добиться самых высоких показателей в Европе по переводу транспорта на газ. Сейчас в Италии на 1,5 млн. машин на сжиженном природном газе приходится около 1 тыс. заправок.
В ближайших планах компании выпуск моделей с новым двигателем у таких брендов,
как Lamborghini и Maserati, а также образцов сельскохозяйственной техники. Кроме того, NGV Italy намерена стимулировать других европейских автопроизводителей к переоборудованию их продукции.


Однако, по словам президента консорциума, и в Италии достаточно много регуляторных осложнений, препятствующих газификации транспорта со стороны национального правительства и в большей степени – Европейского союза, который радеет за электромобили. «Надеюсь, правительство поймет, что электротранспорт нам не подойдет. Будем откровенны, нам не хватает электроэнергии, и в этом сегменте мы не сможем соревноваться с Китаем», – призналась она. Также спикер поделилась планами по созданию гибридного топлива: сейчас компания тестирует смесь водорода и компримированного природного газа (КПГ), в которой доля водорода пока составляет 5%, но в скором времени будет апробировано топливо, на одну пятую состоящее из водорода.


Тему сравнения преимуществ транспорта на газовом топливе перед электромобилями продолжил генеральный секретарь Европейской газомоторной ассоциации Андреа Джерини. Так, слабым местом электромобиля следует признать то, что батареи, на которых они работают, не подлежат переработке.


Согласно исследованиям ассоциации переход с бензина на природный газ сократит выбросы CO2 в атмосферу на 23%, двигатели на КПГ – на 27%, топливные смеси из КПГ и водорода снизят выбросы еще на 36%, а гибридные системы двигателей на метане с применением маленьких батареек, которые особо не повредят окружающей среде, помогут редуцировать эмиссию вредных веществ на 46%.

 

Начать с городской среды


Жан­Клод Жиро, президент Французской газомоторной ассоциации (AFGNV), сообщил коллегам об успешном подписании соглашений с такими автогигантами, как Volkswagen Group и Fiat, которые занимаются разработками технологий на природном газе. Также спикер отметил, что президент Франции Эммануэль Макрон – первый политик, который поддержал отрасль своим решением о заморозке налоговых ставок для автомобилей на сжиженном природном газе с 2017 по 2022 год. Кроме того, французское правительство финансирует создание заправочной инфраструктуры.


К концу сессии участники сошлись во мнении, что новые топливные технологии следует распространить, прежде всего, на мусоросборщики и другой коммунальный, а также общественный транспорт, что сделает воздух в городах значительно чище.

 

    ___________________________________________________________________________________

ЦИТАТЫ ФОРУМА   ___________________________________________________________________________________  


«Мы должны подходить к делу с холодным рассудком. Мгновенно сократить выбросы СО2 до нуля невозможно технологически, из-­за этого тысячи людей могут лишиться рабочих мест, а такой результат не нужен никому»

NGS4(37)_15_Бурмистрова.jpg

– Елена БУРМИСТРОВА,

заместитель председателя правления ПАО «Газпром»,

генеральный директор ООО «Газпром экспорт»

 

 

«В Германии решили отказаться от угля, таким образом мы на 20% снизили выбросы СО2 в год. Это неплохой результат, учитывая, что наша промышленность одна из самых развитых»

NGS4(37)_15_МЕРЕН.jpg

– Марио МЕРЕН,
председатель правления, главный исполнительный директор компании Wintershall Dea GmbH.

 

«Китай будет следовать Парижскому соглашению по климату. Наша страна – лидер по выбросам, и газ поможет нам изменить это. К 2020 году доля газа в структуре первичного потребления составит 10%, а к 2030 году – 15%»

NGS4(37)_15_Лин СЯО.jpg

– Лин СЯО,
вице-­президент компании PetroChina Company Limited.

 

 

«Водород может продолжить новый путь для газа на столетия. Мы создаем в Калифорнии сеть Shell из 64 заправочных станций на водородном топливе. В Японии запустят новое судно на водороде, чтобы на Олимпийских играх факел зажигался водородом»

NGS4(37)_15_ВЕТСЕЛААР.jpg

– Маартен ВЕТСЕЛААР,
директор по газовому бизнесу и новым источникам энергии,
член исполнительного комитета компании Royal Dutch Shell PLC.

 

 

«Европейский союз не вкладывается в развитие газовой инфраструктуры и вдобавок блокирует сторонние инвестиции. «Газпром» готов вкладывать деньги в инфраструктуру, мы вместе делим риски, и если третьи стороны пытаются заблокировать нашу инвестиционную деятельность, то мы должны пересмотреть условия партнерства»

NGS4(37)_15_ЗЕЛЕ.jpg

– Райнер ЗЕЛЕ,
председатель правления, главный исполнительный директор компании OMV AG.

 

 

 

Журнал «Нефть и газ Сибири» 4(37)2019

 

Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.