Остались вопросы

«Российская Арктика не должна стать полигоном для развития китайских технологий»

России нужны собственные технологии для эффективного освоения Арктики. При этом не стоит делать ставку только на сырьевой сектор – в поддержке нуждаются и другие направления бизнеса.

 

 

Особой территории – особые льготы


Более 500 человек, включая представителей США, Турции, Латвии и Эстонии, приняли участие в работе 5­й Международной конференции «Арктика: шельфовые проекты и устойчивое развитие регионов» («Арктика­2020»), которая прошла в Торгово­промышленной палате РФ в Москве 19–20 февраля. Специалисты обсудили вопросы освоения минерально­сырьевого потенциала Арктической зоны, роль Арктики в удовлетворении глобального спроса на энергоресурсы, проблемы транспортной инфраструктуры и создание достойных условий для жизни на этих территориях.


Уже этим летом вся Арктическая зона России получит особый экономический режим и широкий набор налоговых преференций, призванный поддержать предпринимательскую деятельность в Арктике. О новом пакете законопроектов рассказал заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр КРУТИКОВ, открывая пленарную сессию «Устойчивое развитие арктических регионов – задачи и пути». Комплекс льгот для сырьевых компаний предусматривает снижение до 5% ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) сроком на 15 лет для проектов добычи нефти на шельфе; ставку 0% по НДПИ в течение 12 лет для производства сжиженного газа и газохимии; нулевую ставку НДПИ в течение первых 12 лет с поэтапным выходом на полную ставку с 13-­го по 17-­й год для новых нефтяных провинций в Восточной Арктике. Также ко второму чтению планируется предусмотреть преференции при добыче твердых полезных ископаемых.


Резиденты Арктической зоны получат возможность создания на отдельных участках свободной таможенной зоны и круглосуточного режима работы пунктов пропуска. Кроме того, инвесторы смогут рассчитывать на предоставление земельных участков в упрощенном порядке, сокращение сроков и ограничение проверок, защиту их интересов в суде.


Крутиков отметил, что не останутся без внимания и социальные вопросы (так, уже увеличены до 2 млн. рублей подъемные для переезжающих в Арктику врачей), но сначала необходимо создать условия для привлечения частных инвестиций, которые обес­
печат новые рабочие места и заложат фундамент для дальнейшего развития этих территорий. «Далее последуют государственные инвестиции в развитие социальной инфраструктуры – в первую очередь туда, где будет рост экономической активности», – подчеркнул замглавы Минвостокразвития.


 NGS1(38)_2020_4_1.jpg


Ключевые проекты в регионах


Крутиков рассказал о ключевых проектах в конкретных регионах, которые будут заложены в новую Арктическую стратегию России.

«Мурманск. Его развитие в первую очередь связано с развитием единственного незамерзающего российского порта в Арктике, который может стать одним из двух хабов Северного морского транспортного коридора и сервисным центром для шельфовых проектов в России. После запуска центра строительства крупнотоннажных морских сооружений «Новатэка» регион станет одним из крупнейших в мире центров развития судостроительных технологий. В регионе будет запущен целый ряд минерально­сырьевых центров, специализирующихся на добыче и обогащении твердых полезных ископаемых», – сообщил чиновник.


По его словам, Мурманску нужно создать инфраструктуру для аккумулирования и развития новых знаний в сфере развития Арктики, для чего потребуются новые решения в развитии научно­образовательной инфраструктуры. «Со своей стороны мы будем помогать региону приводить в порядок те города, которые являются базой Северного флота, стоящего на защите наших арктических рубежей», – добавил замминистра.


В Ненецком округе, кроме традиционных нефтяных минерально­сырьевых центров, источником развития станут два проекта – «Печора СПГ» и «Порт Индига». Ключевым для Чукотки является проект освоения Баимского месторождения, которое стимулирует развитие дорожной, энергетической инфраструктуры, модернизацию портов Певек и Провидения. Александр Крутиков пояснил, что инвестиционное решение по проекту принято и Минвостокразвития окажет ему инфраструктурную поддержку. Кроме того, по инициативе губернатора Чукотского АО обсуждается вопрос открытия Арктического университета, который мог бы работать на основе современных дистанционных технологий и заниматься местными исследовательскими программами.


Ямало­Ненецкий округ призван обеспечить в ближайшие 15 лет одну из лидирующих позиций России на мировом рынке сжиженного природного газа. Именно здесь впервые в Арктике появятся современные высокотехнологичные газохимические комплексы, будет активно развиваться нефтегазосервис. В регионе создадут условия для освоения труднодоступной нефти. По мнению замминистра, регион созрел для развития собственной образовательной и исследовательской инфраструктуры.


На арктических территориях Республики Карелия акцент будет сделан на развитии строительной индустрии, минерально­сырьевых центров на базе Восточно­Карельской медно­золоторудной зоны, аквакультуры и лесного хозяйства.


«Оцениваю как самый серьезный вызов развитие Воркуты – единственного муниципалитета Республики Коми, входящего сегодня в Арктическую зону. Добыча угля снижается, сужается сам город. Мы должны найти источники его развития, которые позволят сохранить Воркуту на карте России. Ряд конкурентных преимуществ у города есть, именно их раскрытием мы будем заниматься», – заявил замминистра.


Развитие арктических улусов Якутии связано с реками Анабар, Лена, Яна, Индигирка и Колыма. «Их дноуглубление, развитие судоходства – критический фактор развития арктической Якутии. В районах бассейнов этих рек сконцентрированы крупные минерально­сырьевые центры твердых полезных ископаемых, развитие которых мы будем поддерживать. Именно в Якутии мы реализуем пилотный проект по созданию сети торгово­логистических центров для обеспечения северного завоза, направленный на снижение стоимости завозимых продуктов питания. И, конечно же, развитие Северо­Восточного федерального университета как института развития Восточной Арктики», – сообщил Александр Крутиков.


Крупнейший в Российской Арктике проект «Восток Ойл» намечено реализовать на севере Красноярского края. Кроме того, инвестиционная программа развития Норильского промышленного района позволит продолжать развиваться Норильску, городскую среду которого необходимо привести в соответствие с его экономическим потенциалом.


Большая работа предстоит в Архангельской области. «В первую очередь, развитие здесь связано с морским портом, который должен занять свою нишу в арктических перевозках, стать конкурентоспособным. Здесь естественные условия для развития судостроения и судоремонта. Будут развиваться крупные минерально­сырьевые центры. Но считаю главным конкурентным преимуществом Архангельска – что именно он сегодня имеет все условия, чтобы развиваться как федеральный центр науки и образования в Арктике», – сказал Александр Крутиков.


Это далеко не все направления развития указанных регионов. В Арктической стратегии есть и другие приоритеты – например, развитие туризма.

Также в этом году Минвостокразвития подготовит план по адаптации Арктической зоны РФ к глобальным климатическим изменениям. «Мы не собираемся как­то формально подходить к этой задаче. План должен конкретно ответить на вызовы», – заявил Крутиков и добавил, что ведомство уже приступило к работе по созданию государственной системы мониторинга деградации многолетней мерзлоты и предупреждения рисков.


 NGS1(38)_2020_4_anons.jpg


Не сырьем единым…


Однако не все проблемные вопросы Арктики отражены в рамках последних законопроектов. Член комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий ВАЖЕНИН считает неправильным, что преференции предусмотрены не для всего бизнеса, а только для тех компаний, которые связаны с нефтегазодобычей, газохимией и СПГ. «Мы сегодня, имея у себя в недрах всю таблицу Менделеева, вынуждены по ряду редкоземельных металлов от 50 до 90% закупать за границей. Это недопустимо!» – заявил докладчик.


По его словам, Россия еще не готова осваивать Арктику с технологической точки зрения. Необходимо вкладываться в собственную науку, чтобы не быть зависимыми от импорта. На эту область тоже следует распространять преференции: в том числе на создание опытно­промышленных образцов, а также на испытания на полигонах в арктических условиях и т. д.


Важенин отметил, что тендеры все чаще выигрывают компании, которые привлекают дешевую рабочую силу и оборудование из Китая. Это сильно влияет на жизненные условия коренных народов Севера, которые зачастую остаются без рабочих мест. Однако если бизнес пользуется государственными преференциями на строительство и обустройство месторождений и прочие направления, то и рабочие места он должен создавать именно для российских граждан, привлекать отечественные сервисные компании, считает эксперт.

 

Малому бизнесу – большую поддержку


Проблему отставания РФ в развитии науки и технологий продолжил президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий ШМАЛЬ. Он подчеркнул, что нужно разделять освоение Арктики на суше и на шельфе, поскольку к добыче нефти и газа на шельфе Россия сегодня не готова «ни технически, ни экономически, ни экологически». «Безусловно, нужно заниматься разведкой, создавать соответствующую инфраструктуру, но ни один проект по добыче нефти на арктическом шельфе сегодня не будет рентабельным. Может, лет через 12–15, когда мы найдем новые технологии», – заявил эксперт.


Он указал на появление новой парадигмы развития нефтяной и газовой промышленности: если раньше упор делался на освоение крупных высокоэффективных месторождений, то сейчас таких уже нет, поэтому нужно в полной мере использовать имеющийся потенциал недр и осваивать в том числе мелкие месторождения. А для этого необходимо поддерживать малый бизнес, который мог бы участвовать в этом процессе. Эксперт отметил, что в США более 40% нефти добывают именно малые компании.


Он также посетовал на низкий коэффициент извлечения нефти в России, что, в первую очередь, стало следствием недостаточного финансирования науки и технологий.


 NGS1(38)_2020_4_3.jpg


ТЭК в новых реалиях


Профессор геологического факультета МГУ, заслуженный деятель науки РФ Юрий АМПИЛОВ озвучил необходимость кардинального пересмотра общей концепции освоения российской Арктики с учетом новых реалий. По его словам, перед масштабным освоением Арктической зоны стоит очень много вызовов, на которые надо найти достойные ответы. Среди них – значительное падение цен на углеводородное сырье на основных мировых рынках (в 3–5 раз с 2013 года) и масштабное открытие новых месторождений нефти и газа по всему миру в более благоприятных климатических зонах с низкой себестоимостью добычи.


«Мир пересыщен нефтью и газом, если не сказать, что захлебывается в них! Цены на газ в мире катастрофически низкие сегодня. И битва за рынки идет колоссальная. Чтобы сбыть нефть и газ Арктики, нам нужно будет приложить недюжинные усилия. Плюс – налицо внутрипроектная конкуренция за внешний рынок между российскими основными производителями», – заявил ученый.


Еще один вызов – технологическое отставание и влияние санкций. Нет серьезных отечественных технологий, и даже те, что появляются, не удается внедрить в производство. «Система тендеров позволяет проникать на наш рынок преимущественно китайским компаниям через посредничество российских предприятий», – отметил Ампилов. Он призвал развивать собственные разработки, даже если на первых порах это будет трудно и дорого, – «чтобы Арктика перестала быть полигоном для китайских технологий».


Сложности российскому ТЭК может создать развитие возобновляемой энергетики в странах, являющихся потенциальными потребителями российских углеводородов. «Растущие мощности ветровой и солнечной энергетики – это серьезная конкуренция для наших нефти и газа», – отметил Ампилов. Так, ЕС к 2050 году планирует создать безуглеводородную энергетику, и этот тренд, безусловно, скажется на российской «нефтянке».


Он также сообщил, что нефтегазоперспективные области России «чудесным образом совпадают с зоной колоссальной неиспользуемой ветровой энергии – то есть нигде на планете больше нет таких условий для получения ветровой энергии». Однако пока у страны нет своих технологий и собственного сервиса для развития данного направления. В связи с этим, по мнению Ампилова, для Арктического региона следует всерьез рассматривать различные перспективные направления, которые не связаны с добычей сырья или полезных ископаемых.


Предложения, озвученные участниками пленарных сессий и круглых столов, нашли отражение в итоговой резолюции конференции «Арктика­2020».


Виктория МУХИНА

 

Журнал «Нефть и газ Сибири» 1(38)2020

 


Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.