Покадровый разбор

На итоговом заседании коллегии Минсельхоза РФ перед российским АПК вновь были поставлены амбициозные задачи, для решения которых требуются кадры нового уровня. Мы предложили ректору Омского ГАУ Оксане ШУМАКОВОЙ прокомментировать некоторые тезисы выступлений, касающиеся развития аграрной науки и профильного образования, а также привлечения специалистов на село.


CeC5(19)vn_6_Шумакова.jpg                 

            

– Необходимо открыто говорить о том, что образование и наука оказались перед серьезными внешними вызовами, противопоставить которым можно только современные образовательные и научные проекты в области цифровизации и подготовки кадров, готовых к работе в ее условиях, четко понимающих преимущества и применяющих на практике ее уникальные возможности.


В 2020 году Омский государственный аграрный университет при поддержке Министерства сельского хозяйства РФ открыл университетский Цифровой ситуационный центр – образовательную и научно-инновационную площадку для работы с реальными производственными кейсами, а также получения компетенций по работе с большими данными, предсказательной аналитикой, искусственным интеллектом.


Серьезным заделом для создания полифункционального Цифрового центра на базе Омского ГАУ стал тот факт, что университет ранее создал основу для цифровизации растениеводства, реализовав совместно с региональным Минсельхозпродом проект оцифровки сельскохозяйственных земель. Сотрудники и студенты вуза собственными силами оцифровали сельскохозяйственные земли ряда районов области. Для специалистов с.-х. предприятий были организованы курсы повышения квалификации по работе в современных программных комплексах. На основе реализации этого проекта ученые Омского ГАУ разработали при поддержке компаний «Совзонд», «СКАНЭКС», OneSoil комплексную систему дешифровки данных дистанционного зондирования земли, включающую систему определения залежных земель, систему мониторинга сельскохозяйственных угодий и т. д.


«В 2019 году руководством Министерства особое внимание уделялось улучшению технической и технологической базы организаций АПК, развитию рынка труда и кадрового потенциала на сельских территориях, созданию рабочих мест в инновационных секторах, таких как: продвижение и закрепление продукции на внешних рынках, цифровизация, логистический комплекс, консалтинговые услуги.»


Уже в рамках центра была продолжена работа по цифровизации АПК, созданы такие проекты, как «Агроскаутинг» (направлен на поддержку внедрения цифровых решений на предприятиях АПК и реализуется цифровым волонтерским отрядом вуза), а также «Цифровой двойник стада» – уникальный проект создания виртуального двойника реального производственного стада на основе интеграции внутриферменных систем контроля животных, производственных процессов и внешних данных. С первого курса за студентами закрепляются в цифровом двойнике группы животных, за которыми они ведут постоянное наблюдение и на которых они отрабатывают реальные производственные задачи с постоянной обратной связью от работников предприятий. До конца года вуз планирует создать 8 цифровых двойников с общим поголовьем не менее 5000 животных. Проект «Аналитика» направлен на работу с большими данными и прогнозирование работоспособности узлов и агрегатов сельскохозяйственных машин. При поддержке ООО «КЗ «Ростсельмаш» сотрудники и студенты университета разрабатывают на основе предсказательных моделей систему цифровых сервисов, позволяющую моделировать периоды сервисного обслуживания, ремонта, а также управлять складом запасных частей, логистикой.


В планах у вуза, в том числе в рамках создаваемого в регионе НОЦ мирового уровня и в партнерстве с крупными федеральными стейкхолдерами, реализовать еще ряд проектов – в частности, проекты «Цифровой двойник почв», «Оценка экологических отпечатков и расчет карбоновых тарифов».

 

«В отрасль приходит новая энергоэффективная техника, технологии, и в то же время наблюдается большая интенсификация труда. Происходящие процессы выдвигают принципиально иные задачи и требования к качеству рабочей силы, компетенциям специалистов АПК. Отрасли нужны современные молодые квалифицированные кадры, а для этого требуется обновить федеральные государственные образовательные стандарты.»

 

– Существующие федеральные государственные образовательные стандарты не являются, по сути, барьером для открытия современных востребованных в реальном секторе экономики образовательных программ. При этом очень важно их сопряжение с профессиональными стандартами, в соответствии с которыми идет процесс трудоустройства. И речь в данном случае не о формальном соответствии требованиям к образованию и обучению, а о наборе необходимых знаний, умений и компетенций, которыми должен обладать выпускник для выполнения предусмотренных стандартом трудовых функций.


Подготовка специалистов с высшим и средним профессиональным образованием ведется в Омском ГАУ по 12 укрупненным группам специальностей. В мае 2020 года вуз успешно прошел профессионально-общественную аккредитацию по двум кластерам образовательных программ: «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» и «Ветеринария и зоотехния».


В настоящее время реализуется программа двойных дипломов для магистров по направлению «Менеджмент» с Политехническим университетом г. Браганса (Португалия). Омский ГАУ является федеральным координатором в международном проекте по разработке и внедрению новой магистерской программы «Устойчивое сельское хозяйство и развитие сельских территорий» – уже несколько лет на программу идет успешный набор магистрантов из числа действующих специалистов и руководителей предприятий АПК, представителей органов государственной власти. В текущем году совместно с аграрными вузами РФ, Высшей школой экономики, Вагенингенским университетом Омским ГАУ разработана сетевая магистерская программа «Управление проектами в АПК». В сентябре 2021 года вуз начнет реализацию сетевой образовательной программы магистратуры «Биоинжиниринг и технологии ускоренной селекции».

    

«Необходимо развивать дуальное аграрное образование и, учитывая особенности сельхозпроизводства, вводить целевое квотирование на обучение по программам высшего и среднего профессионального образования за счет бюджетных средств.»

 

– Процесс обучения в соответствии с ФГОС, безусловно, является практико-ориентированным – не будем забывать, что ими как минимум определен требуемый процент представителей производства, привлеченных к образовательному процессу и необходимость участия профессионально-общественного сообщества в разработке и актуализации образовательных программ. Кроме того, это требование времени, без которого невозможно эффективно организовать производственное обучение и обеспечить высокий процент трудоустройства выпускников. Нашим вузом развиваются связи с производством: 54 базовых хозяйства, 8 лабораторий на производстве, 5 кафедр на производстве; 49 стажировочных площадок; предприятиями-партнерами оборудовано 10 специализированных аудиторий. По всем направлениям подготовки созданы и успешно функционируют общественно-профессиональные советы. Систематически организуются выездные мероприятия на ведущие предприятия региона, страны и за ее пределы (в период прохождения практики и в том числе в составе студенческих профильных отрядов). В вузе организуются мастер-классы, мероприятия с участием потенциальных работодателей «История успеха» и прочие. Процент трудоустройства не опускается ниже отметки в 85 %. Ежегодно увеличивается прием и обучение по целевым договорам. 

 

«Молодые специалисты, работники должны видеть перспективу достойной жизни для себя и своих детей.»

 

– Это главный «PR-фактор» аграрной отрасли. Остальные аргументы могут быть неубедительны. Именно потому аграрный университет, выступая в качестве «проводника» в будущую профессию, связанную с сельским хозяйством, осознает весь груз ответственности и прилагает максимум усилий для популяризации аграрного сектора, аграрного бизнеса, расставляя акценты на его технологическое и техническое оснащение, цифровизацию, инфраструктурную модернизацию.


В 2020 году университет получил поддержку от Министерства сельского хозяйства РФ для реализации проекта «Кампус будущего» – реконструкции имущественного комплекса Омского ГАУ, в результате которой общежития вуза станут комфортными, современными. Общая стоимость проекта 62 млн рублей. Предлагаемые условия для обучения и проживания должны придать ребятам уверенности в правильности выбора и вуза, и профессии. Правильным во всех смыслах продолжением этой практики должны стать государственные программы поддержки молодых специалистов на селе, жилищные программы, социальный лифт.

    

Поздравляем всех работников сельского хозяйства
и перерабатывающей промышленности с профессиональным праздником! Пусть искренняя любовь к своему делу помогает преодолевать любые трудности, а работа всегда
вознаграждается высокими результатами
и признанием земляков!

    

 

Журнал «Сельская Сибирь» № 5(19) 2020

Читайте также

Новостная рассылка

Каждую неделю только самые важные и интересные новости