Четвертый год подряд в стране реализуется нацпроект «Формирование комфортной городской среды». Благоустройство общественных пространств становится одной из самых обсуждаемых тем, а жители с нетерпением ждут возможности прогуляться по обновленным паркам, скверам и площадям. Однако зачастую проекты делаются наспех и с низким качеством, а их реальное воплощение в жизнь лишь отдаленно напоминает красивые картинки презентаций. Почему в Омске эта проблема особенно обострена и что мешает изменить ситуацию, обсуждаем с известным омским архитектором Александром БЕГУНОМ.
Проекты без автора
– Александр Вениаминович, ежегодно в регионах, в том числе Омской области, выполняется большой объем работ по благоустройству в рамках нацпроекта. Но не всегда полученный результат можно назвать удачным с точки зрения архитектуры. На ваш взгляд, это системная проблема или бич отдельных городов, в том числе Омска?
– Не могу говорить за всю страну, но мне кажется, что в Омске эта проблема особенно выражена. Видя результаты, которые достигают те же Новосибирск и Казань, не говоря уже о Москве, можно сделать вывод, что там другой подход к этой работе. У каждого проекта обязательно есть авторский коллектив – профессиональные архитекторы и дизайнеры, которые делают свою работу, а затем уже подключаются исполнители. У нас же реализуются проекты, авторов которых мы не знаем. И зачастую выигрывают тендеры те компании, которые вообще никогда не занимались проектированием городских пространств. Соответственно, мы получаем невнятные проекты и низкокачественное благоустройство.
Я считаю, что сначала должен быть какой-то авторский замысел – несколько вариантов концепций, из которых на конкурсной основе выбирается лучшая. А уже затем в дело могут вступать чиновники и юристы, составлять смету и организовывать тендеры на производство работ. При этом исполнители должны четко придерживаться авторской концепции, делать все точно так, как задумал архитектор. А у нас авторы проектов не участвуют в дальнейшей судьбе своих работ и не отвечают за конечный результат.
Сами себе «режиссеры»
– Кто должен разрабатывать концепции благоустройства и выбирать, какую из них воплощать в жизнь?
– Здесь все очень просто. Формируется техзадание по итогам общественных обсуждений, с учетом специфики территории, ее визуальных особенностей, существующих потребностей и ограничений. Жители высказывают свои пожелания о том, что они хотят видеть в этом месте, а профессионалы создают концепцию благоустройства. Затем обязательно должны проходить защиты проектов с оценкой профессионального жюри и обычных горожан – это прозрачная процедура, которая всегда практиковалась раньше.
– Возможно, если бы в городе был главный архитектор, он бы мог координировать эту работу?
– Безусловно, должен быть человек, который встал бы во главе этого процесса. Мы не раз обращались в администрацию города и области с предложениями обсудить, куда движется архитектура в городе. Нам всегда говорят, что такая встреча в планах, но, как говорится, воз и ныне там. А пока в Омске за внешний облик города отвечает мэр. Нет такого человека, который мог бы профессионально оценивать все происходящие изменения и выступать связующим звеном между архитектурным сообществом, жителями и властью. Он мог бы помогать расставлять приоритеты: в этом году мы благоустраиваем эти территории, в следующем – другие…
Главный архитектор – это «режиссер», от которого зависит лицо города. Вспомните, когда эту должность в Омске занимал Альберт Каримов, город развивался, появлялись уникальные здания – Торговый центр, Музыкальный театр, позже – «Арена Омск», активно застраивался Левый берег. Можно по-разному относиться к этим объектам, но было движение вперед. А что сейчас у нас строится интересного в Омске?.. Понятно, что меняется экономическая ситуация и другие обстоятельства, но тот факт, что в Омске нет главного архитектора, показателен. А когда людям не нравится то, что их окружает, они уезжают в другие, более комфортные и современные города.
Освоить – не значит улучшить
– Какие примеры благоустройства в Омске можете назвать удачными, а какие считаете откровенным провалом?
– Мне нравится, как обновили сквер Дзержинского и улицу Ленина от Драмтеатра до Юбилейного моста. Получилось современно и удобно. Там был сделан профессиональный проект, и результат его воплощения в жизнь порадовал горожан – люди вернулись на улицу Ленина. Конечно, были определенные ляпы – например, огромные стенки у Любинского универмага, которые закрывали вид на улицу Карла Либкнехта. Мы указали авторам на недочеты, они прислушались и уменьшили эти конструкции. Пандусы для инвалидов тоже можно было сделать легче. Но это все нюансы, а в целом преображение удалось.
Провальная работа – это благоустройство улицы Бударина, одного из знаковых мест в центре города. Изначально там была прекрасная концепция, которую разрабатывало ателье «РИМ» вместе с «КБ Стрелка». Но в итоге территория была отдана в другие руки, и мы получили то, что получили. Какие-то лавочки и «могильные» ограждения – разве это стоило потраченных бюджетных средств?..
К сожалению, сейчас работают ради процесса, а не ради результата. Есть деньги – их нужно освоить, и чем быстрее, тем лучше. Люди, себя уважающие и способные оценить, сколько будет стоить реализация хорошей идеи, не станут брать такие заказы. А горожанам придется довольствоваться тем, что получится.
– И ситуация не изменится, пока действует механизм госзакупок?
– Наверное, должна быть какая-то воля руководства города, чтобы даже в этих условиях находить оптимальные решения. Всегда можно что-то придумать, чтобы сделать городскую среду современнее, качественнее и интереснее, а не разводить руками, говоря, что «у нас все по закону, если вы не хотите делать – придут другие и сделают за три копейки». В других же городах умудряются работать качественно, привлекая хороших архитекторов, почему бы не перенять этот опыт? К слову, во многих регионах России были реализованы проекты благоустройства по великолепным концепциям, созданным ДОМ.РФ и КБ «Стрелка». Но Омск и тут остался в стороне. Мы живем в мире, спроектированном чиновниками, юристами, бухгалтерами, и вынуждены ориентироваться на их вкусы.
«Незаслуженный» центр
– В любом случае хороший архитектор не будет работать «за три копейки», даже если проект ему интересен?
– Всегда можно все обсудить и найти какой-то компромисс. Можно даже бесплатно сделать проект, если понимаешь, что будешь руководить процессом. В свое время меня пригласили разработать концепцию благоустройства «умирающего» бульвара Мартынова. Я на общественных началах выполнил эту работу, представил свои предложения, рассчитывая, что смогу и дальше вести этот объект. Но мои идеи взяли и попытались сделать что-то похожее уже без моего участия.
И это не единственный пример. У нас много объектов, где были разработаны интересные и профессиональные концепции благоустройства – тот же бульвар Победы или Театральная площадь. Их авторы живы, с ними можно взаимодействовать, но этого никто не делает. Знаковые места в центре города отдают проектировать случайным людям, которые вообще не имеют отношения к архитектуре.
За каждым творческим актом должен стоять автор. А если автор – юрист, сметчик, кто угодно, но не архитектор, как можно доверить ему самые ответственные территории города и отдать в его руки большие бюджетные средства? Как нас всегда учил Альберт Михайлович Каримов, для того, чтобы работать в центре города, нужно сначала заслужить это право. А сейчас кто работает на главных объектах благоустройства в Омске? Подрядчики, у которых в штате нет ни одного архитектора! Центральная часть города отдана на откуп дилетантам, и это всех устраивает.
Или, скажем, сегодня все говорят о создании в Омске «самой длинной набережной в Европе». Уже даже известна стоимость ее строительства – 7 миллиардов. А саму концепцию никто не видел, и кто автор, тоже непонятно. Раньше такие проекты обязательно выносили на обсуждение архитектурно-градостроительного совета, представляли профессиональному сообществу и жителям, вносили необходимые корректировки, если возникали споры… А сейчас профессиональное мнение архитекторов никому не нужно. Чиновники все знают и решают сами.
Слава богу, мы не сидим без работы. Есть частные заказчики, которые ценят профессионализм и обращаются к мастерам, когда хотят получить качественную работу. А вот какое будущее ждет город «без архитекторов», остается только гадать.
Виктория МУХИНА
15.09.2020