Остались вопросы

«Хороший бизнес не может загрязнять экологию» - о безопасности ТЭК на Ямальском форуме

Ключевым событием Ямальского нефтегазового форума стало пленарное заседание, посвященное проблемам экологической безопасности.

Координация и взаимопомощь

На форуме в Салехарде ведущие специалисты отрасли обсудили вопросы экологической безопасности работы нефтегазового комплекса.

Глава Ямало-Ненецкого автономного округа отметил возросший интерес общества к теме экологии. По его словам, авария, произошедшая 29 мая 2020 года на ТЭЦ-3 в Норильске, стала по-настоящему переломным моментом для всех.

«Мы видим, как меняется действительность и отношение людей к экологической безопасности. Наша задача – сохранить хрупкую экосистему», – отметил губернатор.

А для того, чтобы эту задачу выполнить, необходимо обеспечить слаженную работу.

«Взаимовыручка – это наша культурная особенность на Севере. Очень важно, чтобы и в корпоративной культуре лежал этот принцип. На Ямале представлены все ключевые холдинги: «Газпром», «Газпром нефть», «Новатэк», «Лукойл», «Роснефть». Координацию между ними нужно обеспечить на высоком уровне, чтобы в случае трудной ситуации они могли помочь друг другу по отработанному алгоритму», – подчеркнул Дмитрий Артюхов.

Обновление технологий и повышение квалификации

Руслан Шарафутдинов, директор института экологии и географии Сибирского федерального университета, рассказал о факторах, влияющих на возникновение аварий. Одна из основных проблем – износ инфраструктуры. Однако обновить системы трубопроводов недостаточно. Чтобы обеспечить безопасность для окружающей среды и людей, нужен системный подход, где будут учтены самые разные особенности климата, рельефа и т. д.

Шарафутдинов отметил, что гораздо эффективнее вкладывать средства в стратегию предотвращения, чем потом тратить намного больше на ликвидацию аварий и ее последствий.

«В Норильске инфраструктура стоимостью 60–70 млн рублей долго эксплуатировалась, и выгоднее было бы ее вовремя реконструировать, но этого не произошло. В итоге компания получила ущерб в виде рекордного штрафа в 146 млрд рублей», – рассказал Руслан Шарафутдинов.

Но, как заметил директор института, денежные штрафы природу не спасут. Аварии случаются не только по вине человека, существуют и другие риски. К примеру, климатический фактор.

«Неблагоприятные климатические явления, такие как длительное тепло и аномальные паводки, увеличивают риски возникновения аварии», – добавил Шарафутдинов.

Нефтяной «отпечаток пальцев»

Председатель совета РАН по глобальным экологическим проблемам, доктор химических наук Степан Калмыков рассказал, насколько разрушительным может быть попадание нефти в водоемы, а именно ее самых опасных компонентов – полиядерных ароматических углеводородов (ПАУ).

«Представьте бассейн площадью 25 квадратных метров. Достаточно одно пипетки ПАУ, чтобы вода в бассейне стала отравленной, – пояснил Калмыков. – От контакта с нефтью вымирают виды животных, рыбы становятся меньше в размерах или же гибнут».

Негативное воздействие нефти в водоемах могут на себе ощутить и коренные малочисленные народы Севера, для которых рыба – основной источник питания. Таким образом, жизни людей и сохранность этнических культур находятся под угрозой.

Для сбережения природы предлагается активно использовать новые аналитические технологии – масс-спектрометрию сверхвысокого разрешения. Тонкая химия позволяет найти ультранизкие содержания различных компонентов и даже определить источник нефтепродукта, как по отпечатку пальцев. Новые технологии помогут сделать вредные вещества менее токсичными.

Тонкий покомпонентный анализ, по словам Калмыкова, позволит выявить потенциальную опасность веществ и разработать прогнозы на основе полученных данных.

Основной проблемой Степан Калмыков называл несоответствие старых сценариев новым реалиям:

– Меняется климат, а это значит, что аварии будут случаться не только из-за износа оборудования, но и в связи изменений состояния вечной мерзлоты. Резкое повышение температуры влечет за собой неустойчивость многолетнемерзлых пород. Необходимо жить и думать по-новому!

Чтобы жить и думать по-новому, как заявил Калмыков, нужно акцентировать внимание на совместной работе инженеров, физиков, химиков и других ученых. Обязательно заниматься подготовкой новых кадров, созданием новых образовательных программ.

К слову, в МГУ имени М. В. Ломоносова уже начались изменения в этом направлении. Если ранее университет сохранял традиционную структуру, то теперь ученые разных факультетов объединились для создания научно-образовательных школ. Одна из них («Будущее планеты и глобальные изменения окружающей среды») как раз отвечает требованиям сегодняшних нефтегазовых реалий.

Вернуть Землю в «зону комфорта»

Последствия аварий, подобных трагедии в Норильске, крайне сложно исправлять. Тем более в условиях низких температур. К счастью, российская наука продолжает развиваться и находить новые способы для помощи природе.

О пользе и возможностях экоадаптивной химии рассказала заведующая лабораторией природных гуминовых систем на кафедре медицинской химии и тонкого органического синтеза химического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова доктор химических наук Ирина Перминова.

Как восстанавливают почву, попавшую под удар нефтяного разлива? В России чаще всего это делают с помощью биологической рекультивации, т. е. внесением различных удобрений, а саму очистку производят механическим методом. Существуют и физико-химические методы, отличающиеся своей эффективностью и высокой скоростью воздействия. Арсенал таких способов очистки широк: ускоренное окисление, электрокинетическое разложение, термическая рекультивация, вакуумная экстракция, флотация, экстракция растворителями и др. Но у всех перечисленных мер есть огромный минус – чрезвычайно жесткое воздействие на окружающую среду.

Стоит отметить, что эти технологии не только не самые безопасные, но и не могут похвастаться своей эффективностью в условиях Арктики. Именно поэтому в фокусе внимания находятся экоадаптивные технологии.

«Благодаря изучению экоадаптивной химии мы можем создавать химикаты и материалы, имитирующие природные процессы адаптации к внешним воздействиям, таким как, например, самоочищение и саморегуляция», – сообщила Ирина Перминова.

Немаловажен тот факт, что за словами о таких благоприятных для природы технологиях стоят реальные действия и достижения:

– Наша лаборатория разработала диспергенты (вещество, применимое для осаждения нефтяных пятен (пленок) на поверхности воды. – Прим. ред.), применимые для ледовых условий. Во время аварии в Норильске все наши предварительные наработки позволили в короткие сроки провести лабораторный эксперимент, который показал перспективы новых технологий. Наша задача была промыть прибрежную зону так, чтобы не повысить концентрацию нефтяных углеводородов в воде.

Отметим, что ученым это удалось. Дизельное топливо, находящееся в почве, специалисты смогли изолировать и привести его в состояние, при котором оно будет интенсивно переработано бактериями.

Технология прошла испытания на ручье Безымянном в городе Норильске и теперь дожидается государственно-экологической экспертизы.

«В мае состоятся общественные слушания. Сейчас ведутся переговоры об оценке стоимости работ. Возможно, уже в сентябре мы сможем использовать нашу технологию для финишной отмывки», – добавила заведующая лабораторией.

Новые горизонты исследований

Чтобы в полной мере понимать, как действовать в случае чрезвычайной ситуации, одной лишь теории не хватит. Специалистам необходима практика. Именно об этом доложил руководитель центра компетенций и технологического развития ТЭК Министерства энергетики Российской Федерации ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Олег Жданеев:

– Министерство энергетики проводит интенсивную работу с несколькими регионами (ХМАО, ЯМАО, Сахалинская область) с целью создания трех полигонов для фундаментальных исследований.

Об актуальности таких полигонов красноречиво говорит количество разливов нефти за минувший год, а это более 17 тысяч.

Сегодня в мире очень мало натурных полигонов, в их создании заинтересовано большое количество институтов, в том числе зарубежных.

Цель – ноль

Большую работу для экологической безопасности проводят и менеджеры компаний.

Виктор Сорокин, начальник департамента по внедрению системы управления операционной деятельностью и производственной безопасности ПАО «Газпром нефть», рассказал о создании систем безопасного бизнеса:

– Хороший бизнес не может загрязнять экологию. Компании, которые начали активно работать с учетом сохранения экологии, добились больших успехов. Например, предприятия смогли в разы повысить производственную безопасность и укрепить надежность активов за счет снижения количества промышленных инцидентов.

ПАО «Газпром нефть» поставило для себя цель: 0 смертей, 0 техногенных аварий к 2030 году. Сорокин отметил, что эта цель вполне реалистична.



08.04.2021

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости