Остались вопросы

Норильск, Дудинка, далее везде: почему повторяются аварии?

image_2021_03_23T13_24_53_330Z.png


Дмитрий КОПТЕВ, член Экспертного совета Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)



Почти ровно год назад, 29 мая 2020 года, произошла крупнейшая техногенная авария в истории российской Арктики. В результате проседания фундамента резервуара РВС-30000, принадлежащего норильской ТЭС-3, в окружающую среду вылилось более 20 тыс. т дизельного топлива, которое попало в реки Далдыкан и Амбарная, а также в озеро Пясино, убив там все живое. Размер компенсации, которую выплатил «Норильский никель», владелец аварийного резервуара, составил рекордные 146,2 млрд рублей. Сегодня мы, кажется, стоим на пороге повторения этой катастрофы – и снова на объектах «Норникеля».


 В Красноярском крае в городе Дудинка произошла утечка дизельного топлива из резервуара АО «Таймырская топливная компания» (входит в «Норникель»), сообщает «Интерфакс» со ссылкой на краевое управление МЧС. «Поступило сообщение о том, что на территории «Таймырской топливной компании» происходит капельное истечение дизельного топлива из емкости № 99 объемом 20 тыс. кубометров. На момент сообщения произошел разлив дизельного топлива... объемом около 200 литров, площадь разлива 30 квадратных метров», – говорится в пресс-релизе.


Ржавая империя

По заявлениям компании и контрольных ведомств, причиной утечки могла стать коррозия днища резервуара. Ущерб окружающей среде исключен, заверяют представители «Норникеля». Во избежание неприятных сюрпризов топливо из аварийного танка решено перекачать в другие емкости.

Проблема может быть в том, что техническое состояние резервных емкостей, скорее всего, ничем не лучше. Судя по сообщениям и фотографиям, прохудившийся резервуар имеет свайную конструкцию фундамента, аналогичную той, что была у разрушившегося «тридцатитысячника» в Норильске. Причиной разрушение тогда назвали проседания свай из-за «растепления грунта».

Еще после прошлогодней аварии отраслевые специалисты предупреждали, что авария может повториться в любой момент. По словам руководителя одного из профильных министерств СССР, «странно не то, что развалился один РВС, а то, что остальные еще стоят». Резервуарные парки в Норильске и Дудинке строились в 1980-е годы. Тогда произошли одновременно две вещи: получили широкое распространения резервуары большой емкости и ослабла техническая дисциплина.

В результате, например, парк ТЭС-3 попросту не имел необходимой по правилам техники безопасности обваловки, которая призвана задержать разлившееся топливо внутри периметра. Резервуар в Дудинке, судя по снимкам, обваловкой оборудован, однако ее объем явно недостаточен для того, чтобы вместить весь объем топлива в случае аварии.

Власти, надо сказать, услышали предостережение. В начале июня вице-премьер Виктория Абрамченко поручила МЧС, Ростехнадзору и Росприроднадзору провести проверку технологического состояния опасных производственных объектов в Арктической зоне. В марте 2021 года глава Ростехнадзора Алексей Алешин отчитался о ее итогах. По его словам, выявлено было более 3,6 тыс. нарушений, сумма штрафов составила 15 млн рублей. Из почти 4 тыс. проверенных резервуаров исправными оказались 78%, еще 10% были допущены к эксплуатации с ограничениями и еще 12% признаны не пригодными к использованию. Резервуар в Дудинке, очевидно, был признан годным, однако уже меньше чем через два месяца дал течь.


Жара, жара

Но вопрос не только в техническом состоянии резервуаров, многие из которых не ремонтировались с момента постройки. Меняются сами условия эксплуатации.

«Риски, которые мы привыкли закладывать в проекты, уже недостаточны. Вспомним железнодорожный мост в Мурманской области, разрушенный паводком в прошлом году. Он был построен по всем нормам, но при его проектировании и строительстве никто не ожидал такого резкого подъема воды», – говорит руководитель климатической программы WWF России Алексей Кокорин.

Для Арктической зоны главным фактором риска является потепление климата и связанное с ним таяние вечной мерзлоты. Свайные фундаменты, рассчитанные на функционирование в условиях вечномерзлых грунтов, «плывут» и разрушаются. Этот процесс и стал причиной прошлогодней аварии в Норильске. Опаснее всего, если под слоем почвы обнаруживается ледяная линза – как только вода касается верхнего слоя льда, он вытаивает очень быстро, образуя каверну, объясняет Кокорин. Именно с этим связаны практически все обрушения зданий в Арктике в последние годы.

После норильской катастрофы заговорили о необходимости возрождения действовавшей в СССР системы мониторинга состояния вечной мерзлоты. Об этом, например, написано в представленном в январе исследовании «Анализ состояния вечной мерзлоты, тенденций ее изменения и социально-экономических последствий для регионов Арктики», проведенном под эгидой Минвостокразвития.

Особенно актуальным этот вопрос делает ускоряющееся освоение ресурсов Арктической зоны. «Страна, две трети территории которой расположены в криолитозоне, активно осваивающая сырьевые богатства северных регионов, не может не заниматься изучением проблем вечной мерзлоты. Экологические кризисы и катастрофы наступают там, где темпы научного обеспечения значительно уступают темпам освоения», – подчеркивают авторы исследования.





19.05.2021

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости