Остались вопросы

Почему рано хоронить сланцевую отрасль США?

Дмитрий КОПТЕВ, эксперт Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)


Сланцевый сектор США понес крупнейшую потерю. Заявление о защите от кредиторов подала компания Chesapeake Energy – независимый производитель газа и один из пионеров сланцевой добычи углеводородов. Впрочем, говорить о конце отрасли и даже о конце компании не приходится – банкротство по-американски совсем не то же самое, что в России. Физическая инфраструктура никуда не исчезает и при улучшении рыночной конъюнктуры снова будет пущена в дело.


Процедуру банкротства Chesapeake намеревается использовать «для укрепления своего баланса и реструктуризации прежних договорных обязательств для достижения более устойчивой структуры капитала», – говорится в пресс-релизе компании.


Всюду деньги


В рамках Соглашения о поддержке реструктуризации долга (RSA) была достигнута договоренность о выделении компании кредита в $925 млн со стороны ее владельцев и менеджеров (так называемые «должники во владении»). Также с частью кредиторов заключено соглашение об открытии возобновляемой кредитной линии в размере $1,75 и выделении $750 млн в виде связанного кредита. Наконец, $600 млн даст перевыпуск долговых обязательств. Всего объем задолженности, подлежащей реструктуризации, составляет $7 млрд.


«Мы проводим капитальный ремонт структуры и бизнеса Chesapeake, чтобы устранить имеющиеся финансовые недостатки и извлечь выгоду из наших операционных преимуществ, – заявил президент компании Дуг Лоулер. – Несмотря на то, что мы сняли кредитное плечо и финансовые обязательства на сумму более $20 млрд, мы считаем, что реструктуризация необходима для долгосрочного успеха и создания стоимости бизнеса». По мнению Лоулера, Chesapeake выйдет из банкротства «более сильной и конкурентоспособной».


Chesapeake Energy стал крупнейшим сланцевым производителем, объявившим о своем банкротстве из-за падения цен на энергоносители. Основанная в 1989 году компания занимала шестое место в рейтинге газодобывающих компаний США: в 2019 году Chesapeake производила 484 тыс. баррелей нефтяного эквивалента в день, из которых 76% составлял газ с газовым конденсатом и 24% – нефть. Всего, по оценке Rystad Energy, о банкротстве в этом году могут объявить около 140 американских нефтегазовых компаний. Недавно сообщалось, что общая сумма списания «плохих» активов в сланцевой отрасли может достигнуть $300 млрд.


Защита от кредитора


Процедура по статье 11 Закона о банкротстве США предполагает, что совет директоров должника и члены руководства остаются на своих постах, получая статус «должника во владении». Арбитражный управляющий назначается только по решению суда. Это происходит редко, поскольку для назначения управляющего по статье 11, как правило, требуется установить факт мошенничества, недобросовестности, грубой бесхозяйственности или серьезного конфликта интересов, пишет в своей статье судья Суда по делам о банкротстве Южного округа Нью-Йорка Роберта Дрейн. Таким образом, есть вероятность, что в случае успеха у Chesapeak даже не поменяется владелец. Впрочем, не исключено, что контроль над компанией перейдет к одному из ее основных кредиторов – Franklin Resources.


В любом случае катастрофой для компании это не будет. В России процедура банкротства, как правило, означает прекращение деятельности и ликвидацию компании. Американский закон о банкротстве направлен в первую очередь на сохранение бизнеса и его защиту от кредиторов. Физическая инфраструктура добычи сланцевой нефти никуда не девается. Для возобновления нужны лишь инвестиции.


«Предполагалось, что низкие цены должны отбить желание инвестировать в дорогие проекты – сланец, глубоководный шельф и прочее. Поскольку цены довольно быстро вернулись в относительно приемлемый диапазон, получилось так, что вкус к риску оказался не отбит полностью. Инвесторы просто не успели отвыкнуть. Соответственно, возможен и рост добычи, и рост потока новостей с сообщениями о новых проектах», – отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.


Пока цены все же держатся на слишком низком уровне для широкомасштабного возобновления сланцевой активности, полагает гендиректор «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев – при цене ниже $60 за баррель разработка нетрадиционной нефти экономически неоправданна. Впрочем, мнению директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, для возобновления добычи достаточно, чтобы цена в течение нескольких месяцев устойчиво держалась в середине диапазона $40-$50 за баррель.



07.07.2020



 Читайте другие материалы эксперта:


Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости