Заправка для вас и вашего авто

Дмитрий КОПТЕВ, эксперт Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)


В эпоху электромобилей заправочные станции будут делать большую часть выручки на продаже еды и напитков, ожидают нефтяные компании. Они уже планируют расширение своих розничных сетей, чтобы компенсировать потери от сокращения основного бизнеса. Еще одним источником дохода могут стать big data, которые компании собирают с помощью своих розничных сетей.


Давление инвесторов и правительств вынуждает нефтяников вкладывать миллиарды в программы развития возобновляемых источников энергии. Это ведет к сокращению прибыли акционеров и вынуждает менеджмент компаний искать новые возможности для заработка. Новым «черным золотом» могут стать кофе и шоколад, пишет Reuters.


Ловите время


Даже самые современные технологии не позволяют подзарядить аккумуляторы электромобиля быстрее, чем за 10–15 минут. Это время можно использовать, чтобы продать клиенту что-то еще, кроме энергии. Такие компании, как BP, Royal Dutch Shell и Total, уже заявили, что намерены увеличивать прибыль от продажи продуктов питания и закусок в своих розничных сетях, которые предполагается значительно расширить.
Так, Shell планирует увеличить свою глобальную розничную сеть более чем на 20 %, до 55 тыс., к 2025 году. BP намерена нарастить свою сеть АЗС почти на 50 %, до 29 тыс., к 2030 году и довести число зарядных станций для электромобилей до 70 тыс. точек. Total собирается к 2025 году иметь 150 тыс. зарядных станций (сейчас 18 тыс.). Для сравнения: Subway и McDonald's, две крупнейшие в мире сети ресторанов быстрого питания, имеют меньше торговых точек, чем Shell уже сейчас. А глобальная сеть Walmart – мирового лидера по объему продаж – состоит «всего» из 11 510 магазинов.


Тенденция превращения АЗС из места, где люди заправляют свои автомобили, в места, где они совершают покупки, наблюдается не первый год. При этом, как правило, розничные продажи сопутствующих товаров вносят меньший вклад в прибыль, зато имеют более высокую маржу. Коронакризис лишь ускорил этот тренд и сделал его предельно заметным. На фоне падения продаж топлива из-за ограничений на поездки люди стали заметно чаще пользоваться магазинами ближайших АЗС для совершения повседневных покупок. В результате, например, розничное подразделение Shell в III квартале 2020 года показало лучший результат за все время работы, получив $1,6 млрд сверхплановой прибыли.


Кроме непосредственных продаж, компании рассчитывают, что ежедневный контакт с десятками миллионов клиентов позволит создать массив данных, которые можно будет использовать для адаптации продаж к потребностям покупателей в отдельных городах или даже конкретных АЗС по всему миру.


«Данные о клиентах – это новая нефть, – говорит управляющий директор Boston Consulting Group Мирко Рубейс. – А розничная торговля – это единственное, что в цепочке создания стоимости нефти и газа приближает вас к клиенту. Если вы хотите иметь представление о будущих тенденциях мобильности, энергоперехода и т. п., получить эти данные вы можете только там».


Розница порознь


В России процесс диверсификации заправочного бизнеса тоже идет, хотя и не так активно, как в Европе или США. Например, широко обсуждалась новость о том, что за I квартал 2020 года «Газпром нефть» заработала на кофе 1 млрд рублей. Выручка компании от продажи сопутствующих товаров в 2019 году составила 20,6 млрд рублей.


Могло быть и больше, если бы удалось решить проблему с запретом продажи на АЗС алкогольных напитков, сетует вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев. НТС не первый год безуспешно добивается отмены этого запрета. «Лоббистские возможности торговых сетей намного выше, чем у независимых топливных компаний, крупные нефтяники могли бы поспособствовать, но для них этот вопрос некритичен, да и заняты они сейчас другим. Кроме того, наши предложения входят в противоречие с федеральной программой по деалкоголизации, существенным элементом которой является сокращение числа точек продажи алкоголя», – объясняет Гусев.


Впрочем, не алкоголем единым. НТС в ближайшее время обещает представить программу развития новых форматов заправочного бизнеса. Дело за малым – добиться от государства создания условий для такого развития. Пока топливный бизнес не показал, что способен на это.


Другие материалы эксперта: 

Даешь льготы!
Вакцинный допинг
$40 за баррель больше не приговор



07.12.2020

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости