Светлана Галкина, директор центра сертификации и экспертизы «Омск Тест»
В конце прошлого года Правительство РФ решило в рамках поддержки бизнеса применить механизм регуляторной гильотины, то есть отменить множество устаревших требований, в том числе и санитарно-эпидемиологических, упростить регламенты, убрать некоторые ГОСТы и ряд документов в области лицензирования и классификации. Все предприниматели ждали, что условия ведения бизнеса будут упрощаться…. И тут человечество столкнулось с пандемией коронавируса.
Сейчас мы оказались в ситуации, когда мир стремительно изменяется, и мы должны меняться вместе с ним. Сегодня предприниматели, особенно это касается сферы услуг, пищевой и перерабатывающей промышленности, еще не до конца понимают, с чем им предстоит столкнуться, и какие требования будут применяться в дальнейшем. Однако уже сейчас можно сделать определенные прогнозы о том, что ждет нас в 2020-2021 году.
Могу сказать определенно: в новых условиях пандемии бизнесу не стоит ждать послаблений, наоборот стоит подготовиться к новым требованиям, внедрить новые стандарты и процессы.
Требования и мероприятия против распространения вирусных инфекций
В период пандемии Роспотребнадзор ввел новые противоэпидемиологические правила для различных отраслей и сферы услуг. В их основе соблюдение масочного режима, дезинфекция поверхностей, рук, воздуха, термометрия работников, социальная дистанция и другие меры. Эти требования затронули все пищевые производства, стационарные и нестационарные торговые объекты, сферу общепита, а также все виды бизнеса, где происходит контакт с потребителем.
Выполнение этих правил потребует от предпринимателей внесения изменений во все основные процессы менеджмента безопасности, которые будут контролироваться. Необходимо внедрить и документировать регламенты обучения и мониторинга состояния здоровья персонала, выдачи и утилизации масок и перчаток, дезинфекции всех помещений и транспорта, действий в чрезвычайной ситуации обнаружения заражений вирусной инфекцией, калибровки средств измерения термометрии и др. Это будет база для мер безопасности на предприятиях.
В рамках развития торговли при заключении контрактов и при проведении аудитов предприятиям необходимо будет предъявлять свидетельства выполнения новых требований и мероприятий против распространения вирусных инфекций. Большую помощь в этом им могут оказать международные стандарты.
Стандарты качества в борьбе против COVID-19.
Недавно UNIDO (The United Nations Industrial Development Organization - Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) опубликовала документ – «Памятка» о стандартах качества, которые необходимо внедрять/применять в целях смягчения негативных последствий пандемии. Оригинальное название документа - 'Quality and Standards and Their Role in Responding to COVID-19'. В частности указано, например, что стандарты ISO 9001 и ISO 13485 позволяют компаниям быть лучше подготовленными к кризисным ситуациям, если они серьезно подошли к оценке рисков и к внедрению мероприятий по снижению рисков.
Стандарты ISO 17025, ISO 15189, ISO 22367, ISO 14971, ISO 20395 в ситуации больших нагрузок на лаборатории позволяют эффективно организовать их деятельность.
Стандарты для обеспечения безопасности и устойчивости бизнеса - ISO 22301, ISO 22395, а также стандарты, описывающие требования к менеджменту чрезвычайных ситуаций - ISO 22320, ISO 22316), в ситуации последних месяцев приобрели особую значимость и их внедрение может помочь организациям внедрить практические инструменты для преодоления негативных последствий.
Стандарт ISO 45001 помогает результативно и быстро организовать защиту работников на предприятиях.
Стандарт в сфере пищевой безопасности - ISO 22000 является важным инструментом для обеспечения пищевой безопасности.
Организации по стандартизации и сертификации, учитывая запрос рынка, сейчас уже приступили к созданию рекомендаций по так называемой Сovid- сертификации.
В дальнейшем можно будет подтверждать полное соответствие организации всем противовирусными мероприятиям. Это будет скорее всего не обязательная сертификация, однако она будет обеспечивать доверие заказчиков и потребителей к компании.
Контроль за пищевой безопасностью станет жестче. Для предпринимателей, конечно, это болезненно и потребует дополнительных финансовых вложений. Чтобы оптимизировать предстоящие расходы, лучше уже сейчас заложить в бюджет средства или запастись не только перчатками, масками, но и бесконтактными термометрами, рециркуляторами воздуха и бесконтактными санитайзерами для дезинфекции рук.
В завершение хочется, сказать, что в разгар пандемии все плановые проверки контролирующих организаций, а также все сертификационные экспертизы и аудиты предприятий и производств были отложены или проводились дистанционно, чтобы избежать контактов.
Поскольку требования будут только ужесточаться, бизнесу надо готовиться к «горячей» в плане проверок и экспертиз осени. Изучить и внедрить стандарты и выполнить все необходимые мероприятия по противодействию вирусных инфекций.
Анна Акелькина
01.06.2020