«Цифровая маркировка – дополнительная нагрузка на бизнес, которая не избавит рынок от плохого молока»

Игорь ЕЛИСЕЕНКО, председатель правления Сибирского союза производителей и переработчиков молока «СОЮЗМОЛОКО. Сибирь»


КОМУ НАКЛЕЙКУ?


– Введение маркировки для молочной продукции перенесли на 2021 год: средства идентификации начнут наносить уже с 20 января, а с 1 октября все участники рынка будут работать в новой информационной системе. По расчетам «Союзмолоко», нововведение обойдется отрасли в 26 млрд рублей капитальными единовременными инвестициями и еще в 35 млрд рублей ежегодных затрат.


На мой взгляд, цифровая маркировка – это просто профанация, чтобы собрать дополнительный частный налог и дать возможность заработать отдельным лицам. Не вижу, как это поможет улучшить качество продукции и повысить контроль. Тем более что оператор системы – «Центр развития перспективных технологий» – недавно заявил о возможности мелким производителям самим покупать эти марки по 60 копеек и вручную их клеить на упаковку.


Сначала, когда идея цифровой маркировки только появилась, многие участники рынка ее поддерживали. Мы рассчитывали, что появится современная система прослеживаемости – все фермы оснастят программами управления стадом, чтобы видеть, сколько молока надоили и на какой завод оно пошло. Когда данные с каждого предприятия поступают в общую программу и становятся доступны всем участникам рынка – вот это настоящая прозрачность и цифровизация «в деле». Но если скот в хозяйстве не идентифицирован, учет ведется вручную, а марку потом можно купить и наклеить самому – какой в этом смысл? Если так позволить действовать, то цель проекта – снижение доли контрафакта и фальсификата на рынке – достигнута не будет.


МОЛОКО С ВОЗВРАТОМ


В молочной отрасли доля контрафакта и так практически равна нулю. Никто не будет подделывать питьевое молоко, которое каждый день возится в магазин, потому что там стабильные ежедневные цепочки поставок и постоянные поставщики. Это не шубы, духи, алкоголь или табачные изделия. Вот фальсификат – это действительно проблема. Но цифровая маркировка никак не поможет ее решить. Ведь QR-код гарантирует только то, что продукция выпущена на таком-то заводе таким-то продавцом, то есть, по сути, дублирует текст на упаковке. Тем производителям, которые добавляли в продукт пальмовое масло или другой растительный ингредиент, не указывая его в составе, ничто не помешает и дальше обманывать потребителей.


Зато добросовестных переработчиков ждут дополнительные сложности и затраты. Так, возрастут риски возврата продукции – если, скажем, маркировка была повреждена во время транспортировки. QR-код просто не считается на кассе. Но молоко – это не товар длительного хранения, который можно перемаркировать и вернуть на полку. В данном случае испортятся целые партии продукта.


Где-то могут быть сбои в системе, учитывая уровень технической оснащенности нашей торговли, особенно на селе. В отдаленной деревне может отключиться электроэнергия или вообще не быть компьютеров – в итоге продукцию не смогут продать, что опять повлечет убытки для продавца или производителя.


ЗАВЯЗАТЬ БИЗНЕС В УЗЕЛ


«Дорогим удовольствием» обернется и переоборудование производства по новым требованиям. На крупном заводе на каждую автоматизированную линию придется поставить узел маркировки стоимостью от 4 млн рублей, нанять людей, которые будут контролировать правильность нанесения и работы маркировки. Плюс сервисные расходы, взаимодействие с типографиями и т. д. Думаю, затраты производителей из-за этого нововведения вырастут на 2–4 %. Сейчас обсуждается вопрос субсидирования государством покупки оборудования для маркировки. Могут возникнуть проблемы и с поиском таких машин, если все молочники разом бросятся его приобретать.


Стоит отметить, что от маркировки хотят освободить продукцию весом менее 30 г, а также детское питание. Если с мелкой фасовкой все понятно (физически нет места для кода), то по социальной «молочке» логика не совсем ясна – в данном сегменте не нужно бороться с фальсификатом?..


РАЗ КОНТРОЛЬ, ДВА КОНТРОЛЬ


Какой положительный эффект возможен от введения цифровой маркировки? Скорее всего, произойдет некоторое обеление рынка за счет ликвидации частной торговли. Все точки продаж будут оснащены аппаратами для считывания кодов, и по-другому купить и перепродать молоко будет нельзя. Но, повторюсь, на качестве это никак не скажется. Нового уровня контроля не будет. Даже ФГИС «Меркурий» в этом смысле гораздо более действенный регулятор. Непонятно, зачем нужно столько дублирующих друг друга систем.


Боюсь, что мелкий бизнес с запуском маркировки станет еще менее конкурентоспособным. Как правило, такие предприятия выпускают низкомаржинальные продукты – молоко, кефир. Новые требования могут стать для них неподъемной нагрузкой и привести к банкротству.



23.09.2020


Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
выпуск новых журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости