Остались вопросы

«В мире нет такой практики – наносить на каждую порцию мороженого уникальный код!»

Уткина.png



Наталья Уткина, заместитель генерального директора, главный технолог Союза мороженщиков России



– Никто из крупных производителей мороженого не смог полностью подготовиться к введению маркировки с 1 июня. Технического решения, как наносить и считывать код в условиях производства промышленного масштаба, так и не найдено. В основном используются какие-то промежуточные решения, но они больше подходят для мелких компаний. А те предприятия, где установлены высокопроизводительные линии, вынуждены останавливать часть из них. Интеграторы, которые обещали подготовить мороженщиков к нововведению, на практике не успели выполнить свои обязательства.

Союз мороженщиков России не раз обращался к власти с призывом отложить маркировку, но ее все-таки ввели, да еще в период высокого сезона, когда любой простой влечет большие финансовые потери. Ведь холодное лакомство делают всего 100 дней в году, и в это время производства работают круглосуточно и без выходных. Сегодня нас выручает только то, что производители сделали увеличенные запасы продукции до введения маркировки – на 20–30 % больше, чем обычно. И пока простаивают линии, реализация мороженого идет без сбоев только благодаря этому шагу.

На подготовку к маркировке мороженщикам было дано два с половиной года, но один из них – карантинный. При этом у нас нет соответствующего отечественного оборудования – оно везется из Италии, Германии, Дании, а поставки из-за границы в пандемию сейчас усложнились. Для низкопроизводительных линий выход нашелся – стикеры просто печатают на принтере и вручную наносят на каждую порцию мороженого. Но только представьте, сколько людей дополнительно привлекается! Производительность средней установки – около 7 тысяч порций в час, ее обслуживают всего пять человек. А сейчас нужно ставить десять человек на эту линию – получается, что при той же производительности затраты растут в разы. Но на это приходится идти, чтобы не возникло дефицита на рынке и фабрики не простаивали в «горячий» период.

В мире нет такой практики – наносить на каждую порцию мороженого уникальный код. Это очень сложная работа с переменными данными, и у наших предприятий нет подобного опыта. Типографии тоже не сумели подготовиться к нововведению до 1 апреля, а пострадали крупные игроки, которые на них рассчитывали. Почему я говорю про 1 апреля? Дело в том, что основной объем упаковки к этому времени уже лежит на складах предприятий, готовый к использованию в высокий сезон. Но в этом году типографии не справились со своей новой задачей, и мороженщикам пришлось самим печатать коды. Ситуация так сложилась не по вине производителей – это объективные обстоятельства, которые были предсказуемы.

Государство попыталось поддержать отрасль, обязав торговые сети принимать продукцию, выпущенную до 31 мая. Мы надеемся, что пока будут распродаваться сделанные запасы, производители успеют наладить работу по новым правилам, потому что процесс все равно идет. Думаю, если и возникнет дефицит мороженого, то, скорее всего, в плане ассортимента – возможно, не будет какого-то вида, но основные ходовые позиции производители все-таки смогут обеспечить.

Безусловно, из-за маркировки мороженое подорожает. Стоимость каждого кода – 50 копеек на порцию, и еще 25–40 копеек – за его нанесение. Вот эти затраты наверняка лягут на потребителя. Другой момент – стоимость самого оборудования для маркировки, которая «съест» годовую прибыль предприятия. Возможно, эту часть затрат производители возьмут полностью на себя, чтобы не поднимать цены еще выше.

Вполне вероятно, что кто-то из игроков не сможет адаптироваться к новым условиям. Но пока сигналов о закрытии из-за маркировки от предприятий не поступало. Думаю, лидеры отрасли все-таки переживут этот сложный период и смогут удержать свои позиции на рынке.




12.06.2021

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости