Остались вопросы

Взлеты и падения в племенном животноводстве

Шулаков 1.JPG


ШУЛАКОВ Анатолий Владимирович,
генеральный директор группы компаний «СИБАГРОКОМПЛЕКС»,
магистр по направлению "Зоотехния"


В настоящее время нормативно-правовая база, регулирующая вопросы племенного животноводства, позволяет не только успешно развивать данное направление, обеспечивая достаточное пространство для маневров и сравнительно нежесткие условия, но и сделать данный бизнес прибыльным.


Во всем мире производство племенного скота является высокорентабельным бизнесом, значительно более выгодным, чем производство молока. В нашей стране племенной скот также является очень востребованным товаром, судя по тому, что за 2019 год из-за рубежа было ввезено более 112 тысяч телок и нетелей. Да и внутри даже нашего региона потребность в высококачественном племенном материале является постоянной – и неудовлетворенной.


Наши разработчики нормативной документации стараются, как могут, облегчить жизнь племенным предприятиям, снимая спорные моменты, ждущие разрешения уже много лет. Например, совсем недавно вступило в силу Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 08.09.2020 N108 "Об утверждении Порядка определения породы (породности) племенных животных". Для тех, кто занимается разведением красного степного скота, наконец-то дано официальное разрешение на проведение голштинизации, которое по факту идет уже не первое десятилетие, но в последние пару лет стало камнем преткновения для подтверждения племенного статуса. Согласно опубликованному документу, красно-пестрая голштинская порода признана родственной для красной степной, и животные, полученные с использованием голштинской породы, признаются чистопородными.


Федеральные власти выделяют достаточно серьезные объемы финансирования для поддержки и развития племенного животноводства, предоставляют разнообразные механизмы стимулирования данной отрасли. При этом стоит отметить, что федеральные органы власти передали на региональный уровень практически весь объём полномочий по распределению господдержки, позволяющий учитывать все особенности и потребности регионов, с учетом дальнейших планов и текущих проектов.


Также была предоставлена возможность создания в каждом регионе региональных информационно-селекционных центров, которые имели возможность через реализацию широкого набора функций осуществлять координацию племенной работы, проводить анализ и являться основным связующим звеном между всеми уровнями участников племенного процесса – от фермеров до федеральных органов. По идее, именно РИСЦы должны были стать опорой на этапе перехода от полного госрегулирования племенного дела, свойственного советской системе, к саморегулирующейся системе племенных ассоциаций при переходе к современному пониманию племенного дела как современного высокорентабельного бизнеса. Они должны были стать центром компетенций, охватывающим все этапы, начиная с консультационной поддержки производителей и заканчивая участием в разработке местных законов и программ. На деле это оказалось не так просто.


Наверное, поэтому и результаты, полученные в разных регионах, очень неоднозначны. В качестве примера возьмем две соседних области в СФО – Омскую и Новосибирскую. Природно-климатические, экономические, нормативно-правовые условия практически одинаковы, а вот векторы развития племенного молочного скотоводства противоположно направлены. В 2014 году в Омской области процент племенных животных достигал 26,3%, что являлось одним из лучших показателей в Сибири. По идее, за это время он должен был вырасти как минимум на 5% за счет племпродажи и получения статуса новыми хозяйствами. Однако за последние пару лет большое количество племенных хозяйств, в том числе и несколько ключевых, уже лишились племенного статуса или рискуют его потерять в ближайшее время. По нашим прогнозам, к концу этого года уровень «оплеменения» в Омской области может рухнуть до 17%. Новосибирская область, в 2014 году считавшаяся аутсайдером, с чуть более 10% племенного скота, то есть в 2,5 раза ниже, чем в Омске, в этом году, по нашему прогнозу, преодолеет барьер в 22%, то есть рост – более чем в 2 раза!


Столь разительная разница в результатах при практически одинаковых условиях, на мой взгляд, заслуживает серьезного анализа причин сложившейся ситуации, чтобы скорректировать вектор развития в благоприятную сторону, с учетом уже накопленного практического опыта соседних регионов.


20.10.2020

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости