Владимир БОНДАРЕНКО, Вице-президент Союза сельских строителей России
Полагаю, что система призвана решить проблемы, связанные с долевым участием в строительстве – исключить недобросовестность со стороны застройщика, ограничив его способность распоряжаться финансами дольщика на свое усмотрение. Все платежи происходят через эскроу-счета. Однако у меня складывается впечатление, что ряд вопросов на государственном уровне так или иначе решается в пользу банков, а не в пользу людей, нуждающихся в жилье. Дополнительная финансовая нагрузка при этом ложится на потребителя.
Это подобно проблеме субсидирования ипотечных кредитов, которое подается как благотворительность, а на деле банк выставляет определенный размер на кредит по процентной ставке, где государство несколько процентов берет на себя. Но за счет чего реализуется субсидирование? За счет бюджетных средств, которые на деле – деньги граждан. Люди не всегда «домысливают» до конечного результата.
Что касается механизма экскроу-счетов – это та же самая «фишка». В банк поступили средства, он контролирует, когда жилье будет готово, но деньги не попадают застройщику сразу, они "работают" в банке, приносят прибыль банку. Человек, который нуждается в жилье, берет в том же банке кредит, и получается, что он эти счета обслуживает своими процентами, переплачивает банку. Застройщик также вынужден брать кредит, либо брать взаймы строительные материалы, это увеличивает затратный механизм при строительстве, у нас же задача – снизить затраты, чтобы цена на жилье стала доступнее. Механизм финансовый очень сложный во всем, что касается строительства, это многоступенчатая технология. Надо заранее решить вопросы по земле, коммуникациям, строительным и отделочным материалам. Целая цепь предварительных затрат для застройщика присутствует.
Помимо предлагаемых эскроу-счетов, во всем мире давно есть испытанные варианты финансирования стройки – это накопительные финансовые системы. Они везде, в любых странах, где есть проблемы какие-то по обеспечению граждан жильем, успешно применяются. В Казахстане, к примеру, относительно недавно начали применять подобную схему.
Деньги в накопительном фонде выходят из банковского оборота, аккумулируются на счете - там, где нет банковского желания «поработать» с этими деньгами. Возможно, стоит просто доработать Закон о жилищных накопительных кооперативах, потому что при его создании законодатели допустили достаточно много стратегических ошибок, и обсудить возможность создания народного накопительного банка России, где банк не занимался бы коммерцией, а выполнял лишь функции оператора и контроля?
Пока же попытки до тонкостей разобраться в вопросе новых механизмов строительства приводят к мысли о том, что мы получим новый механизм наживы для банков».
25.01.2021