«Система единого госзаказчика облегчит работу строителей»

Антон ГЛУШКОВ, президент НОСТРОЙ




Минстрой России работает над тем, чтобы объединить строительные структурные подразделения (дирекции) различных министерств, например Минздрава, Минобрнауки, Минкультуры, Минспорта. Впоследствии институт единого заказчика будет облачен в форму публично-правовой компании на базе одного из заказчиков. В первую очередь такой институт позволит повысить эффективность капитальных вложений, поскольку централизация функций государственного заказчика приведет к сокращению сроков возведения объектов капитального строительства, в том числе за счет сроков проведения конкурентных процедур. Контроль деятельности единого заказчика в сфере строительства будет осуществлять Правительство России, Минстрой России и Счетная палата.


Полномочия единого госзаказчика охватят все федеральные договоры строительного подряда. Это контракты на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также совершение сделок с недвижимым и иным имуществом единого государственного заказчика. Однако нацпроект «Дороги России» не войдет в область полномочий такого заказчика.


Новый механизм значительно упростит участие подрядчиков в торгах, поскольку все аукционы будут централизованы в одном ведомстве. Они станут еще прозрачнее и доступнее. При этом правовая культура заказчика повысится, что позволит сократить количество нарушений при проведении процедур закупок, а значит, ускорит сроки заключения договоров подряда и уменьшит количество судебных дел.


Сегодня во многих регионах управление проектами и квалификация заказчика оставляют желать лучшего. В первую очередь необходимо заниматься правовой культурой заказчика, обучать и объяснять самые распространенные ошибки проведения конкурентных процедур, рассказывать, как действовать в случаях, если такие ошибки уже допущены или не было возможности их избежать. У каждого регионального заказчика в штате обязательно должен быть квалифицированный строитель и сметчик для проверки проектной документации, поскольку в превалирующем количестве госконтрактов на стадии исполнения выявляются недостатки проектной документации, которые либо значительно увеличивают сроки выполнения работ, либо приводят к увеличению цены контракта, либо и вовсе делают невозможным ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства. В итоге и подрядчик, и заказчик получают значительный ущерб.


Во-вторых, необходимо ввести систему рейтингования подрядчиков, которая позволит эффективнее реализовывать государственные программы, поскольку при заключении госконтракта заказчик будет уверен в выбранном подрядчике и сможет планировать заключение дальнейших контрактов.


При всех плюсах в начале работы по новой схеме могут возникнуть сложности. Единый заказчик на основе регулятора в первую очередь вплотную столкнется с теми методологиями строительства, ценообразования, с различными нововведениями в 44-ФЗ и связанными с ним подзаконными актами, которые, возможно, им же и разрабатывались или утверждались, и на практике увидит пробелы или коллизии, о которых говорит строительное сообщество. К примеру, такие сложности могут возникнуть при практическом применении Федерального закона № 98-ФЗ в части увеличения сроков или увеличения цены контракта из-за коронавирусной инфекции. На законодательном уровне такое право имеется, во многих случаях необходимость реализации такого права у сторон договора строительного подряда также имеется, однако на практике применить эту норму, заключить дополнительное соглашение без санкций со стороны контролирующих органов практически невозможно. За все время действия соответствующей нормы 98-ФЗ заключено невероятно малое количество таких допсоглашений в сравнении с количеством просрочек исполнения строительных контрактов, в связи с той неблагоприятной ситуацией, которая сложилась в 2020 году, когда выполнять строительные работы было невозможно.


Также существует ряд коллизий законодательства, связанных с этапом отбора подрядчика. К примеру, на каком этапе конкурентной процедуры участник закупки – член СРО должен иметь соответствующий уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, поскольку это обязательное условие участия в конкурентной процедуре – на момент подачи заявки, рассмотрения вторых частей или непосредственно заключения контракта? Таким образом, единый заказчик скорее столкнется с проблемами процессуальными, нежели проблемами исполнения контрактов со стороны заказчика.



26.01.2021


Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости