Антон ГЛУШКОВ, президент НОСТРОЙ
Минстрой России работает над тем, чтобы объединить строительные структурные подразделения (дирекции) различных министерств, например Минздрава, Минобрнауки, Минкультуры, Минспорта. Впоследствии институт единого заказчика будет облачен в форму публично-правовой компании на базе одного из заказчиков. В первую очередь такой институт позволит повысить эффективность капитальных вложений, поскольку централизация функций государственного заказчика приведет к сокращению сроков возведения объектов капитального строительства, в том числе за счет сроков проведения конкурентных процедур. Контроль деятельности единого заказчика в сфере строительства будет осуществлять Правительство России, Минстрой России и Счетная палата.
Полномочия единого госзаказчика охватят все федеральные договоры строительного подряда. Это контракты на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также совершение сделок с недвижимым и иным имуществом единого государственного заказчика. Однако нацпроект «Дороги России» не войдет в область полномочий такого заказчика.
Новый механизм значительно упростит участие подрядчиков в торгах, поскольку все аукционы будут централизованы в одном ведомстве. Они станут еще прозрачнее и доступнее. При этом правовая культура заказчика повысится, что позволит сократить количество нарушений при проведении процедур закупок, а значит, ускорит сроки заключения договоров подряда и уменьшит количество судебных дел.
Сегодня во многих регионах управление проектами и квалификация заказчика оставляют желать лучшего. В первую очередь необходимо заниматься правовой культурой заказчика, обучать и объяснять самые распространенные ошибки проведения конкурентных процедур, рассказывать, как действовать в случаях, если такие ошибки уже допущены или не было возможности их избежать. У каждого регионального заказчика в штате обязательно должен быть квалифицированный строитель и сметчик для проверки проектной документации, поскольку в превалирующем количестве госконтрактов на стадии исполнения выявляются недостатки проектной документации, которые либо значительно увеличивают сроки выполнения работ, либо приводят к увеличению цены контракта, либо и вовсе делают невозможным ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства. В итоге и подрядчик, и заказчик получают значительный ущерб.
Во-вторых, необходимо ввести систему рейтингования подрядчиков, которая позволит эффективнее реализовывать государственные программы, поскольку при заключении госконтракта заказчик будет уверен в выбранном подрядчике и сможет планировать заключение дальнейших контрактов.
При всех плюсах в начале работы по новой схеме могут возникнуть сложности. Единый заказчик на основе регулятора в первую очередь вплотную столкнется с теми методологиями строительства, ценообразования, с различными нововведениями в 44-ФЗ и связанными с ним подзаконными актами, которые, возможно, им же и разрабатывались или утверждались, и на практике увидит пробелы или коллизии, о которых говорит строительное сообщество. К примеру, такие сложности могут возникнуть при практическом применении Федерального закона № 98-ФЗ в части увеличения сроков или увеличения цены контракта из-за коронавирусной инфекции. На законодательном уровне такое право имеется, во многих случаях необходимость реализации такого права у сторон договора строительного подряда также имеется, однако на практике применить эту норму, заключить дополнительное соглашение без санкций со стороны контролирующих органов практически невозможно. За все время действия соответствующей нормы 98-ФЗ заключено невероятно малое количество таких допсоглашений в сравнении с количеством просрочек исполнения строительных контрактов, в связи с той неблагоприятной ситуацией, которая сложилась в 2020 году, когда выполнять строительные работы было невозможно.
Также существует ряд коллизий законодательства, связанных с этапом отбора подрядчика. К примеру, на каком этапе конкурентной процедуры участник закупки – член СРО должен иметь соответствующий уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, поскольку это обязательное условие участия в конкурентной процедуре – на момент подачи заявки, рассмотрения вторых частей или непосредственно заключения контракта? Таким образом, единый заказчик скорее столкнется с проблемами процессуальными, нежели проблемами исполнения контрактов со стороны заказчика.
26.01.2021