Остались вопросы

Беспилотная авиация в России: как ускорить развитие



Алексей Матушанский, директор Департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга России

   

В развивающихся странах беспилотные технологии внедряются быстрее, потому что им «не мешает» хорошо развитое авиационное регулирование, считают в Минпромторге. У России большие планы в данном направлении: к 2030 году рынок дронов должен вырасти в 6 раз, а доля отечественных аппаратов – увеличиться до 70 %. Удастся ли выполнить амбициозные задачи, во многом зависит от создания государством условий для этого.

 

- Алексей Владимирович, Минпромторг РФ сформировал стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года и на перспективу до 2035 года. Какие тезисы и цифры проекта являются ключевыми? На какие показатели должно выйти производство и использование БАС в России благодаря планируемой работе и в каком состоянии (в том числе в сравнении с другими странами) оно находится сейчас?


- В первую очередь следует отметить, что Стратегия развития беспилотной авиации является отраслевым документом, определяющим образ беспилотной авиации до 2030 года и на перспективу до 2035 года. В документ заложены такие ключевые аспекты, как развитие высокотехнологичных отраслей экономики и совершенствование беспилотников как продукта, обеспечение технологического суверенитета страны, расширение инфраструктуры для безопасного применения БАС и, конечно же, наращивание кадрового потенциала отрасли беспилотной авиации.


В проекте Стратегии, который мы предложили и который сейчас проходит этап межведомственного согласования, учтены все ключевые вопросы, которые предстоит решить не только государству, но и всем заинтересованным госкорпорациям, компаниям, институтам развития, консорциумам, ассоциациям и так далее. Речь идет в первую очередь о формировании новых сегментов рынка с приоритетом использования продуктов БАС отечественного производства, об обеспечении продуктового и технологического суверенитета для гражданских отраслей в данной области, создании специализированной системы сертификации БАС, а также об обеспечении комплексной безопасности в применении БАС и обеспечении отрасли квалифицированными кадрами.


В мире наблюдается устойчивая тенденция развития рынка БАС и активного использования беспилотных технологий в экономике для решения различных задач. Этот тренд обусловлен не только потенциалом разработчиков и изготовителей, но и условиями для повсеместной эксплуатации БАС, которые создают регуляторы отрасли. Тиражирование практики применения БАС и рост рынка услуг возможны исключительно в случае внедрения регулятором системных требований к разработчикам, изготовителям, эксплуатантам БАС как оборудования (включая летную годность), а также решения вопросов интеграции БАС в воздушное пространство и проектирования доступных БАС коридоров.


Приведу такой пример. Беспилотники активно используются для внесения химикатов в основном в развивающихся странах, к примеру Африканского континента, – у них отсутствует или слабое авиационное регулирование, благодаря этому все подобные новации, включая использование беспилотников, внедряются быстрее. Ключевая проблема, которую мы хотим решить с коллегами из Росавиации, Минтранса – это легализация применения беспилотников, потому что есть ограничения по высотности, получению разрешения на пролет, съемку. Также с учетом текущей обстановки в отдельных регионах в принципе запрещено использовать беспилотники. Поэтому сейчас для повсеместного использования беспилотников в стране необходимо проработать нормативное регулирование этой сферы.


Если приводить конкретные цифры, уже в текущем году емкость рынка БАС в нашей стране может составить почти 32 тыс. единиц. В 2030 году, как прогнозируется, она может превысить 180 тыс. беспилотников различных типов и назначений. При этом выпуск отечественных БАС по итогам 2023 года может оказаться около 6 тыс. единиц, увеличившись через семь лет до 32,5 тыс. штук. Доля «российскости» на рынке может достигнуть 70 % к 2030 году, в государственных закупках – 80 %.

 

- Как стимулировать спрос на беспилотные технологии, в том числе в нефтегазовой промышленности? Какие сферы перспективны для активного применения БАС, но пока еще не охвачены ими?


- Мы с заинтересованными органами власти в рамках разработки новой программы гражданских БАС описали все виды и формы беспилотников. Существуют ГОСТы, классификатор. В рамках классификатора формируются, структурируются и меры поддержки. Например, большинство российских производителей БАС сделали акцент на разработке и эксплуатации БВС (беспилотных воздушных судов) мультироторного типа: они обеспечивают почти 75 % выпуска.


На сегодняшний день в России услуги с применением БАС используются в широком перечне отраслей экономики: геологоразведка и добыча, строительство, сельское и лесное хозяйство, топливно-энергетический комплекс, сфера развлечений. Среди перспективных сфер использования БАС стоит назвать энергетику, земельное и лесное хозяйства и грузоперевозки. В энергетике БАС могут быть использованы для облета линий электропередач и выявления их обрывов, в лесном хозяйстве – для таксации лесов и контроля за их состоянием, проведением в них рубок (в том числе незаконных), для обнаружения очагов пожаров, в земельном – для мониторинга застройки.


К 2030 году России потребуется около 1 млн специалистов в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотников. Сейчас есть только 10 % от прогнозируемой потребности – примерно 100 тысяч человек. 


В грузоперевозках БАС могут быть востребованы с точки зрения доставки продуктов питания, медикаментов и почты в удаленные села и поселки Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера, горные селения Северного Кавказа. Также с их помощью можно вести контроль за движением на автомобильных и железных дорогах, оценивать их состояние.


Для увеличения заказов на БАС со стороны промышленности и энергетики необходимо снизить стоимость их производства и эксплуатации. Добиться этого можно за счет субсидирования ставок по кредитам для производителей, приобретения у них БАС или их лизинга, а также путем субсидирования летных часов.

 

- Какова импортозависимость в области производства БАС? Какова доля российских дронов на рынке? Какие компоненты уже начали производить в РФ, выпуск каких комплектующих планируется локализовать в ближайшее время?


- По состоянию на текущий год объем российского рынка БАС, в том числе используемых для оказания услуг, составил более 50 млрд рублей. Средняя оценка экспертов по отечественному производству – 16–20 млрд рублей, это более 20 %. Однако в 2030 году она должна вырасти до 70 %.


- Какой помощи ждут производители БАС, какие инструменты господдержки уже начали работать?


- Среди существующих инструментов государственной поддержки, доступных производителям БАС, – льготные займы Фонда развития промышленности и программа предоставления грантов на обратный инжиниринг комплектующих, оператором которой является Агентство по технологическому развитию. Планируется адаптация данных инструментов под нужды беспилотной авиации. Также предполагается создание сети научно-производственных центров и введение субсидирования затрат на сертификацию БАС.


- Какие регионы РФ показывают успешный пример эффективного применения беспилотных систем? Есть ли в планах новые проекты подобной работы с БАС, в том числе в рамках госзаказа?


- Сейчас Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа и МЧС России совместно реализуют проект по использованию БАС для воздушной разведки зон подтоплений и наводнений, природных пожаров. Их опыт применения беспилотных систем может быть вполне распространен на другие регионы России.


- Принятие стандартов на беспилотники позволит сделать их применение более массовым и упростит производство компонентов. Ведется ли уже разработка таких стандартов, на основе каких критериев? Когда можно ждать введения этих стандартов и как они изменят работу производителей?


- Сейчас, я бы сказал, идет разработка всех программ, которые я ранее назвал, для обеспечения эффективного развития «беспилотья» в России. Подробнее о критериях и самих стандартах можно будет говорить после утверждения Стратегии – принять ее планируется в июне.

 



Все материалы рубрики «Логистика и транспорт»

    






08.06.2023

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости