Остались вопросы

Объемы складской недвижимости могут вырасти в 1,5 раза к 2025 году

Сегодня складской девелопмент является одним из самых привлекательных для инвесторов.

На рекордные 64 % за минувший год, согласно исследованию NF Group, вырос объем введенных качественных складских мощностей, и темпы роста продолжают оставаться высокими. При этом емкость рынка далека от насыщения: средневзвешенная ставка аренды на склады класса А также поднялась (на 40 % за год) и не собирается останавливаться. Ажиотаж провоцируют быстрорастущий региональный ретейл и увеличивающаяся глубина проникновения маркетплейсов, поток заказов которых вырос вдвое за прошлый год (и это тоже остается текущим трендом).

С учетом того, что это направление будет и дальше активно развиваться, сегодня складской девелопмент является одним из самых привлекательных для инвесторов. Тем более что к этому вопросу подключилось государство, для которого маркетплейсы становятся ключевым фактором развития связанности огромной российской территории. 

«Вместе с “Почтой России” маркетплейсы формируют современную инфраструктуру, своего рода кровеносную систему доставки отечественной продукции, — заявил Президент РФ Владимир Путин, выступая на ПМЭФ-2024. — Они позволяют компаниям даже в отдаленных городах и поселках получать доступ к большому рынку России и всего Евразийского экономического союза». 

Сдерживающим фактором для инвесторов в складскую недвижимость не стала даже высокая ставка ЦБ — несмотря на «дорогие» деньги, объем инвестиций в коммерческую недвижимость вырос почти в 2 раза, почти до 1 трлн рублей. Однако угроза темпам роста может возникнуть из-за физических ограничений. 

«Мы предполагаем в консервативном сценарии, что совокупный среднегодовой темп роста крупных коммерческих зданий (включая складские и промышленные) в ближайшие 5 лет будет составлять не менее 3 %, — считает Евгений Коннов, коммерческий директор ГК «Северсталь Стальные Решения». — При этом большие складские комплексы и логистические хабы, которые сегодня возводятся из металлоконструкций, будут одним из драйверов этого тренда с CAGR не менее 10 %. Но нужно учитывать структурные риски: загрузка ЗМК, соответствующих по оснащению и качеству выпускаемой продукции современным требованиям рынка, уже близка к предельной, превышая 80 % их мощностей. Потенциально это будет ограничивать строительство новых объектов уже к концу этого года».   

Эксперт отмечает, что крупные складские центры, которые сегодня находятся в фокусе внимания инвесторов, отличаются высокой металлоемкостью. Например, один из крупнейших на юге России РЦ «Курский» (принадлежит Х5 Retail Group) потребовал 1 600 тонн металлоконструкций. Это позволило возвести комплекс зданий общей площадью почти 41 тыс. м2, где обслуживаются около 1 тыс. поставщиков и обрабатывается более 3 000 тонн грузов в сутки. 

Поэтому вопрос снижения металлоемкости, которое позволит лучше распределить нагрузку на ЗМК, стоит достаточно остро и требует пересмотра подходов к строительству из металлоконструкций.

«Оптимизационный инжиниринг (его обычно обозначают VE, Value Engineering) включает использование металлоконструкций из сталей с продвинутыми характеристиками, а также аудит проектных и конструкционных решений, — говорит Евгений Коннов. — Комбинация этих методов позволяет добиться снижения металлоемкости до 30 %, а затраты на возведение основного конструктива здания падают до 20 %, что также важно для инвесторов. Фактически в условиях перегретого рынка и возможных физических ограничений на поставки это реальный путь избежать снижения темпов роста».


06.07.2024

Все материалы рубрики «Логистика и транспорт»  


Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости