Остались вопросы

Челябинские ученые смогли повысить устойчивость азотистых сталей к коррозии

Новый материал может стать находкой для предприятий атомной и химической промышленности благодаря показателям прочности и устойчивости к коррозии.


О достижении челябинских исследователей сообщает официальное издание Правительства Челябинской области «Южноуральская панорама».


Выпускник кафедры металловедения ЮУрГУ Александр Мазничевский и его научный руководитель, д. т. н., профессор Юрий Гойхенберг запатентовали новую коррозионностойкую сталь, полученную с добавлением азота и редкоземельных металлов. Ученые поставили задачу: защитить азотистую сталь от коррозионного растрескивания, и с этой целью применили добавки кремния, азота, бора и редкоземельных металлов, которые используются для углеродистых и легированных сталей.


Профессор Гойхенберг прокомментировал результаты исследований:



В ходе наших исследований была разработана технология изготовления запатентованной азотсодержащей коррозионностойкой стали, которую выплавляют индукционной печи. Мы выяснили, что добавление всего 1 % дешевого азота, добываемого из воздуха, настолько же повышает сопротивление стали коррозии, как 30 % дорогостоящего хрома, получаемого при разработке природных месторождений. Измерены механические свойства и проведен оценочный расчет, подтверждающий, что данная азотистая сталь по допускаемым напряжениям при температурах до 700 °С на 60-80 % превосходит серийную, выпускаемую на металлургических заводах, безазотистую сталь.




Таким образом, новая сталь является своеобразным аналогом булата, и при этом позволяет обеспечить снижение затрат на производство при сохранении необходимых прочностных свойств: изобретение уральских ученых позволяет сократить объем используемого дорогостоящего металла на 35-40 %.


Область использования азотистых сталей в настоящее время весьма обширна. Их применяют при производстве оборудования для добычи нефти и газа на морском шельфе, для паровых и газовых турбин, телеметрических устройств и геологических труб глубокого бурения. Также материал незаменим для производства вагонных колес, крепежа атомных реакторов, стоматологии, медицины, авиации, обработки твердых сырьевых материалов.



19.01.2021

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости