Остались вопросы

Российская Арктика: настоящее и будущее

К 2035 году в Арктике будут добывать до 90 % газа и четверть всей нефти в стране, а качество жизни местного населения превысит среднероссийский уровень. По планам властей достичь этих целей позволит Новая арктическая стратегия РФ, проект которой рассмотрели в Совете Федерации.
ВКЛАД – БОЛЬШЕ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ – ВЫШЕ
Заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр КРУТИКОВ отметил, что рассматриваемая Стратегия – это система документов, которая включает Федеральный закон об особом экономическом режиме в Арктике, где впервые на законодательном уровне будет установлено понятие «арктической зоны» и особой системы управления ее развитием.

Замминистра обратил внимание аудитории на парадоксальные цифры. С одной стороны, имея на своей территории не более 1,5 % населения страны, Арктика обеспечивает 10 % ВВП страны за счет сектора нефтегазодобычи, 10,5 % инвестиций и 7 % чистой прибыли в российской экономике. С другой стороны – это регион, где значительно выше, чем в среднем по стране, уровень бедности и безработицы, и все основные показатели качества жизни хуже среднероссийских. Как результат – за последние 15 лет численность населения сократилась на 300 тыс. человек. «Этот разрыв между вкладом Арктики в экономическое развитие страны и качеством жизни местного населения я считаю ключевым внутренним вызовом на ближайшие 15 лет», – заявил докладчик.
Роль Арктики в нефтегазовом секторе России продолжит расти. По прогнозам Крутикова, вполне реально довести добычу газа до 90 % и нефти до 25 % от общероссийского объема. Арктика обеспечит России место одного из лидеров на рынке СПГ, производя до 120 млн. тонн в год. В ближайшие 15 лет появится и будет активно развиваться новая отрасль экономики – нефтегазохимия. Все это приведет к загрузке Северного морского пути до 160 млн. тонн в год – это в 8 раз больше, чем в 2018 году. А чтобы люди приезжали жить и работать в Арктику, уровень жизни здесь должен быть выше, чем в среднем по стране.
ШЕЛЬФ – ЧАСТНЫМ КОМПАНИЯМ
Новая арктическая стратегия даст ответ на вопрос, как именно будут достигнуты эти цели. Замминистра озвучил основные тезисы проекта.
Он отметил, что вся Арктическая зона получит особый экономический режим с широким набором налоговых и неналоговых преференций. Экономическая деятельность в Арктике должна стать максимально привлекательной для инвесторов, а для этого нужно предусмотреть ряд преференций – например, дифференцированное налогообложение, предоставление налоговых каникул и таможенных льгот при внедрении новых технологий.
Будет расти объем геологоразведки и сделан упор на развитие отечественных добычных технологий и сервисов. В том числе планируется активнее привлекать частные инвестиции. Чтобы интенсифицировать изучение и освоение шельфа, необходимо развивать конкуренцию и технологии. «Мы выступили за расширение доступа к нераспределенному шельфу частных компаний. Соответствующий законопроект готовится и в течение месяца будет представлен на обсуждение», – сообщил Крутиков. Сейчас к шельфу допущены только «Газпром» и «Роснефть».
Также прорабатывается механизм инвестиционного налогового вычета в размере 50 % расходов на поиск, оценку и разведку шельфовых месторождений. «Ключевой вызов здесь – технологии. Сегодня сроки геологоразведки на шельфе могут достигать 10 лет – это ухудшает экономику любого проекта. За счет развития отечественных технологий этот срок может быть значительно уменьшен. Задача собственных буровых технологий будет одной из приоритетных в ближайшие 15 лет», – подчеркнул замминистра.

СЕВМОРПУТЬ И ДРУГАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Также в приоритете развитие Северного морского транспортного коридора.
«За счет развития минерально­сырьевых центров будут интенсивно расти грузоперевозки по Северному морскому пути. Значит, будет развиваться его инфраструктура и судостроение. Нет сомнений в достижении объемов 80 млн. тонн перевозок к 2024 году. А к 2030 году этот объем может достичь уже 120 млн. тонн», – отметил чиновник.
По его словам, в ближайшее десятилетие объем грузоперевозок по СМП будет практически полностью формироваться за счет российских грузоотправителей. Но именно удовлетворение их потребностей в ледоколах, навигации, безопасности и связи создаст базу для круглогодичного прохождения судов по СМП с коммерческой скоростью. А это самое необходимое, хоть и не единственное, условие для переключения на СМП международных грузов. «Мы ставим целью сделать Севморпуть глобально конкурентоспособным транспортным коридором и, начиная с 2030­х годов, наращивать объем международных грузоперевозок. Для этого в Стратегию вводится новое понятие – Северного морского транспортного коридора. Это вся транспортная коммуникация от Мурманска до Камчатки», – пояснил Крутиков.
Развитие СМП станет драйвером для развития иной инфраструктуры в Арктике. Помимо Северного широтного хода, развитие ждет и другие железнодорожные магистрали. Особое внимание будет уделено рекам. «Уже реализующийся проект строительства Жатайской верфи в Якутске как раз для строительства речных судов – это первый шаг. В течение 15 лет нам предстоит полностью обновить речной флот для судоходства в северных реках», – сообщил заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. Большое значение придается и телекоммуникационной инфраструктуре.
Продолжат развиваться технологии в области экологической безопасности.
«В ближайшие 15 лет будут нарастать негативные последствия деградации многолетней мерзлоты. Сегодня мы не готовы адекватно отвечать на этот вызов. Экономический ущерб уже сегодня измеряется десятками, а по некоторым оценкам, сотнями миллиардов рублей», – отметил Крутиков, говоря о ключевых направлениях планируемых исследований в Арктике. Другая важная задача, над которой будет работать наука, – это сбережение здоровья людей в суровых климатических условиях.

КАДРЫ ДЛЯ АРКТИКИ
Привлечением людей в регион со следующего года займется Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике. Особые условия предусмотрят для врачей и учителей. Крутиков напомнил, что уже увеличены подъемные для врачей и фельдшеров при переезде на Дальний Восток (2 и 1 млн. рублей соответственно), а с нового года такие же выплаты будут введены в Арктике.
Приезжающим в Арктику специалистам нужно обеспечить доступ к социальным услугам и комфортную среду для жизни.
Парламентарии сошлись во мнении, что для Арктической зоны должны разрабатываться собственные стандарты и правила – с учетом местной специфики.
«На реализацию этих задач нужно около 350 млрд. рублей. В Стратегии мы предложим направлять налоги от новых проектов на повышение качества жизни в регионе», – сообщил замминистра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.

НЕ НЕФТЬЮ ЕДИНОЙ
Сегодня в Арктике располагается около 30 % неразведанных мировых запасов нефти и 15 % неразведанных мировых запасов газа, а начальные суммарные извлекаемые ресурсы составляют
80 млрд. тонн нефтяного эквивалента. Кроме этого, в Арктике обнаружены запасы платины, алмазов, золота и других, в том числе стратегических, металлов. Многие месторождения здесь уникальны, подчеркнул Председатель Комитета СФ по экономической политике Андрей КУТЕПОВ. По словам сенатора, горнодобывающая промышленность – это локомотив освоения Арктики, потому что
в Арктической зоне России, помимо нефти и газа, имеется много месторождений полезных ископаемых на всем побережье – на протяжении всего Северного морского пути.
Андрей Кутепов указал, что реализация крупных инвестпроектов создаст совершенно иные условия для развития СМП и потребует его круглогодичной загрузки. Таким образом, будет сформирован долгосрочный заказ на танкерный и ледокольный флот. При этом ведение малого и среднего бизнеса в Арктическом регионе имеет свои особенности, которые должны учитываться и на уровне региона, и на уровне выстраивания государственной политики. «Отдельного внимания и индивидуального подхода требуют арктические моногорода, для которых малый и средний бизнес – один из способов решения проблем занятости и развития экономики», – отметил сенатор.

АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РОССИИ В 2035 ГОДУ
87-89 % газа и 22-25 % нефти, добываемых в России
90-120 млн. тонн СПГ
120-160 млн. тонн перевозок по СМП, в том числе
10 млн. тонн транзита
13-15 % инвестиций в российской экономике
Не менее 5 % общего объема инвестиций в исследования, разработки и технологические инновации
Темпы роста промышленного производства
и производительности труда – не менее чем в 1,5 раза выше общероссийских
150-200 тыс. новых рабочих мест

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ СЛЕДУЮЩИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА УРОВНЕ ЛУЧШЕ ОБЩЕРОССИЙСКИХ
• смертность трудоспособного населения;
• уровень образования;
• доля государственных (муниципальных) учреждений образования, культуры и спорта, здания которых находятся в аварийном состоянии;
• уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями;
• уровень доступности жилья;
• доля аварийного жилья;
• доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой;
• доля городов с благоприятной городской средой.
Круглогодичная транспортная доступность всех действующих населенных пунктов.
Широкополосный доступ в Интернет во всех населенных пунктах.

"Нефть и Газ Сибири" №4 (37) 2019

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости