Остались вопросы

Светосигнальное оборудование на северных аэродромах и посадочных площадках

Олег Толстых, генеральный директор компании «Аэросвет»

 

    Для Севера России авиационная отрасль имеет первостепенное значение. На значительной части территорий авиация – единственно возможный вид транспорта для перемещения населения и грузов.

 

    В северных регионах как нигде актуальны вопросы обеспечения транспортной доступности, увеличения объемов перевозок, повышения экономичности и надежности эксплуатации авиатехники и инфраструктуры. Особенную роль авиация на Севере играет для развития нефтегазовой отрасли, так как на этих землях сосредоточены колоссальные природные ресурсы.

 

    Влияние светосигнального оборудования на безопасность полетов

 

    Главные требования, предъявляемые к авиации в жестких климатических условиях, – эффективная работа при низких температурах, выполнение полетов при плохой видимости на грунтовые взлетно-посадочные полосы.


    Безопасность полетов воздушного транспорта обеспечивается за счет целого комплекса мер и выполнения обязательных требований, одним из которых является наличие на каждой полосе аэродрома светосигнального оборудования. Установленные огни позволяют пилотам четко видеть поверхность взлетно-посадочной полосы, несмотря на ночное время суток, сумерки или плохую погоду. В северных регионах значение СОО особенно высоко в связи неблагоприятными погодными условиями и плохим обзором.

   

    Качественное ССО понижает показатель метеоминимума аэродрома и улучшает уровень безопасности полетов при недостаточной видимости. Огни и прочее световое оборудование устанавливаются на аэродромы, вертодромы, а также вертолетные и посадочные площадки.

 

    Требование к ССО на северных объектах


    Оборудование, применяемое в тяжелых климатических условиях, должно обладать особыми свойствами: устойчивостью к отрицательным температурам и воздействию льда, к вибрации и шуму, к обледенению, способностью сохранять устойчивость к негативному воздействию окружающей среды, повышенной прочностью для предотвращения повреждения.


    В общих требованиях к огням прописан диапазон температур, при котором они должны сохранять работоспособность: температура окружающего воздуха от -50 до +50 °C. На практике отечественное оборудование выдерживает абсолютный минимум температур, оно продолжает работать при отметке ниже -70 °C.


    Кроме того, огни должны функционировать при воздействии снега, инея, гололеда, изморози. Должны быть устойчивыми к воздействию вибрационных нагрузок в диапазоне частот 20–2000 Гц.


   На объекты, расположенные в северных регионах, устанавливают как российское, так и зарубежное ССО. В настоящий момент в России сложилась тенденция, что чем крупнее аэропорт, тем больше на нем размещено импортного оборудования. А на грунтовые полосы при небольших аэродромах чаще ставятся отечественные «Светлячки».


    В первую очередь это связано с вопросами государственного регулирования. Дело в том, что по закону российские производители вынуждены проходить длительный процесс сертификации по 9–12 месяцев. Для внешних компаний выход на наш рынок упрощен, в связи с чем сроки их поставок оборудования более привлекательны для заказчика.


    Но как показывает практика, отечественные светосигнальные системы более приспособлены к работе при экстремально низких температурах. Неоднократно возникали ситуации, когда вышедшее из строя оборудование западного производства приходилось менять на российские аналоги. Так, например, в Магадане в негодность пришел высоковольтный кабель, проложенный в траншее. Весной началось оттаивание почвы и подвижка грунта, что повлекло поломку кабеля в нескольких местах. Для решения подобных проблем российскими производителями был разработан аналогичный кабель, который отличается присадками, расширяющими возможности работы оборудования при отрицательных температурах.


    Кроме того, российское оборудование выигрывает перед западным в цене, а также не зависит от колебаний курса, так как комплектующие огней произведены отечественными заводами. Это дает свободу от иностранных поставщиков и курса валют. 


    Специфика установки ССО в северных регионах

 

    При установке светосигнальных систем на Севере нужно не только учитывать их технологические характеристики, но и следовать правилам монтажа.

 

    Оборудование желательно устанавливать при положительных температурах, так как на морозе оно может разрушаться. Особенно это касается оборудования, размещаемого под землей. Менее жесткие требования к высокомобильному оборудованию, которое не нужно помещать в траншеи. Например, если кабель прокладывается по поверхности, его можно проводить в любое время.

 

    Требования к монтажу более 150 типов ССО прописаны в технических условиях конструкторской документации. Так как нюансов очень много, то более надежный вариант, когда компания-производитель не только изготавливает и поставляет оборудование, но еще и проводит монтажные и пусконаладочные работы, обучает персонал заказчика правильной эксплуатации систем. Как правило, на объект выезжают квалифицированные сотрудники предприятия, поставляющего оборудование.

 

    Кроме монтажа, время от времени оборудованию нужен ремонт или замена. Чаще всего причиной поломки ССО, установленного на Севере, становится небрежная уборка снега. Снегоуборочные машины задевают и повреждают кабель и огни. В таких случаях происходит оперативная замена комплектующих.

 

    В этом аспекте у российских производителей больше возможностей, так как перемещение специалистов внутри страны финансово более выгодно, чем присутствие на объекте иностранных представителей. А в условиях закрытых границ, это стало еще актуальнее.

 

    Кроме того, при установке зарубежного оборудования нужно учитывать, что тестирование и обновление программного обеспечения осуществляют только иностранные специалисты, при этом коды доступа не передаются заказчикам. Поэтому если требуется очное вмешательство программиста, то заказчик должен обеспечить его перелет и проживание на территории РФ.

 

    Когда весь спектр работ проводится специалистами со стороны производителей, тогда оборудование работает намного дольше и эффективнее. Средний срок эксплуатации на системы ССО может достигать 12 лет со дня установки. В случае, если весь комплекс услуг был выполнен производителем, гарантию продлевают, так как возрастает уверенность в работоспособности оборудования.

 

    Перспективы авиационной отрасли в России

 

    Развитие авиационной инфраструктуры в стране – одно из приоритетных направлений работы государства. В 2021–2035 годы планируется выполнить реконструкцию 179 аэродромных/ аэропортовых комплексов опорной аэродромной сети.

 

    В 2021–2024 годах планируется реконструкция 62 аэропортовых и аэродромных комплексов, в том числе строительство нового аэропорта Утренний на полуострове Гыдан в Ямало-Ненецком автономном округе. В 2025–2030 годах будут реконструированы 64 комплекса, в том числе запланировано строительство новых аэропортовых комплексов в Омске, Сыктывкаре, на островах Парамушир и Шикотан. На 2031–2035 годы намечено строительство 53 аэродромных и аэропортовых комплексов.

    Реконструкция и строительство новых объектов авиационной инфрастуктуры может благотворно повлиять на развитие производства отечественного оборудования. Это произойдет, если на государственном уровне примут во внимание преимущества российских технологий перед иностранными, а также упростят условия получения лицензий на создание нового оборудования. Это позволит отечественным производителям участвовать в конкурентной борьбе на равных и вернуть былые обороты.





07.06.2021

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости