Остались вопросы

Страховочная система – последний рубеж безопасности или нет?


Дмитрий КОЧЕВ, технический директор ООО «Высота-М» (ТМ HIGH SAFETY)


 РОССИЯ ВХОДИТ В ЧИСЛО ЛИДЕРОВ ПО ОБЪЕМАМ ДОБЫЧИ НЕФТИ И ГАЗА И ИХ ПЕРЕРАБОТКЕ. ТАКЖЕ В НАШЕЙ СТРАНЕ ШИРОКО РАЗВИТА ХИМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ. ОСНОВНЫМ ВИДОМ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ, КАК ВНУТРИ СТРАНЫ, ТАК И ЗА РУБЕЖ, ЯВЛЯЕТСЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ. ДОБЫТАЯ НЕФТЬ ПЕРЕВОЗИТСЯ ОТ БУРОВОЙ ДО НПЗ, ОТ НПЗ НА НЕФТЕБАЗЫ, ОТ НЕФТЕБАЗ К АЗС. И НА КАЖДОМ ЭТАПЕ НЕФТЕПРОДУКТЫ СЛИВАЮТСЯ И ЗАЛИВАЮТСЯ НА СЛИВОНАЛИВНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЭСТАКАДАХ (СНЭ) И АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СТАНЦИЯХ НАЛИВА (АСН). ТАКИХ СНЭ И АСН В НАШЕЙ СТРАНЕ ТЫСЯЧИ.


Технологический процесс слива-налива на СНЭ и АСН включает в себя обязательный выход обслуживающего персонала на цистерны, чтобы открыть люк цистерны, установить «хобот» наливного устройства (в случае нижнего слива система подключается снизу цистерны), осуществить налив, произвести контроль уровня налива (его измеряют специальной линейкой, опускаемой в горловину цистерны до ее дна), закрыть люк, опломбировать.
  
При наливе автоцистерн на АСН пломбировка осуществляется на отдельном посту (пост осмотра – ПО) на выезде из нефтебазы, где также персонал выходит на цистерну.

Все такие операции сопряжены с риском падения с высоты. Высота вагон-цистерны – 4,5 метра, автоцистерны – 3–3,5 метра. Падение с такой высоты равнозначно падению со 2–3 этажа и влечет за собой получение тяжелых травм, зачастую не совместимых с жизнью.

Учитывая, что из-за специфики производства на любом НПЗ (как и на многих нефтебазах) налив топлива порой осуществляется круглосуточно, выход на цистерны смены операторов осуществляют с очень высокой периодичностью, что повышает риск падения с высоты.

С 2015 года (когда вступили в силу новые Правила по охране труда при работе на высоте) ведущие компании нефтегазовой отрасли нашей страны: «Газпром нефть», «Роснефть», «Лукойл», «НОВАТЭК» всерьез озаботились проведением мероприятий по обеспечению безопасности работ на авто-/вагон-цистернах. Если раньше для безопасности работ применялся предохранительный пояс и страховочный строп, который операторы присоединяли к перилам откидного мостика, что было совсем не безопасно, то теперь используется только страховочная привязь и средства защиты втягивающего типа (СЗВТ).

NGS3(40)vn36_2.jpg


Однако вопрос места установки этого СЗВТ порой становится неразрешимой задачей: если СНЭ или АСН не оборудованы навесами, то необходимо организовать место анкерного крепления для СЗВТ на высоте 7–8 метров от уровня земли – так как, согласно Правилам, СЗВТ при работе на цистернах должно быть установлено над головой пользователя («фактор падения» = 0).

Справиться с такой задачей позволяет монтаж опор «Г» или «Т» типов высотой 7–8 метров вдоль эстакады с организацией на них гибких или жестких анкерных линий, на которые уже и устанавливаются СЗВТ. Нашей компанией осуществлено уже более 120 таких проектов по всей стране и более 240 в разработке.

Такое решение обеспечивает 100%-ную безопасность операторов, так как присоединение к СЗВТ осуществляется еще до выхода на цистерну, а система блокировки устройства позволяет остановить падение мгновенно, однако у него существуют и свои недостатки:

1. Человеческий фактор. На многих НПЗ эстакады, помимо двух сторон для налива, имеют еще и значительную протяженность, достигая порой 500 метров (по 40 вагонов-цистерн с каждой стороны). Количество операторов на смене, как правило, 3–6 человек, в связи с чем только для налива одного состава каждому оператору нужно выйти на 13–20 цистерн. Учитывая, что время на операции налива и стоянка состава строго регламентированы, операторы стремятся выполнить свою работу быстрее и зачастую пренебрегают средствами защиты: просто не присоединяют привязь к СЗВТ, так как это занимает дополнительное время (перед входом следует провести беглый осмотр троса СЗВТ, проверить его блокировку резким движением за трос, присоединить СЗВТ, выйти на цистерну, открыть/закрыть люк или провести замер, затем выйти и отсоединить СЗВТ). Сюда же можно отнести игнорирование проверки СЗВТ перед использованием, одевание привязи (некоторые операторы не пристегивают набедренные лямки, так как они снижают комфорт при движении), присоединение СЗВТ к боковым кольцам вместо точки крепления на спине (пристегнуть карабин к поясу быстрее и удобнее, чем тянуться к спине).

2. Обслуживание страховочных систем. Каждое средство индивидуальной защиты (СИЗ) и анкерная система (линия) каждый год должны подвергаться периодической проверке и техническому обслуживанию аккредитованными специалистами. Стоимость таких мероприятий составляет от 6 до 15 % стоимости установленного оборудования в год, увеличивая ее стоимость использования.

3. Документация. Каждое средство защиты – страховочная привязь, СЗВТ, анкерная линия имеют свой уникальный серийный номер и свой паспорт. Например, при проекте с жесткими анкерными линиями на Г-опорах на двухстороннюю ж.-д. эстакаду длиной 120 метров заказчику передаются: проектная и рабочая документация и 100 (!) паспортов (40 – на СЗВТ, 20 – на линии, 20 – на привязи. Ведение такой документации занимает значительную часть времени.

4. Необходимость замены СИЗ. Согласно ТР ТС 019/2011 срок службы страховочных привязей не превышает 5 лет, а на практике оказывается, что при такой интенсивной эксплуатации привязь не служит больше года, что также увеличивает стоимость использования такой системы обеспечения безопасности.

Полностью исключить эти факторы с тем же уровнем – 100 % безопасности – можно, если использовать коллективные средства защиты: оснастить эстакаду или АСН откидными мостикам с защитным ограждением, которые предлагает и наша компания, наряду с анкерными устройствами и индивидуальным страховочным оборудованием от падения с высоты.

Конструкция откидного мостика устроена таким образом, что при его опускании защитное ограждение («корзина») устанавливается на цистерну, образуя островок с ограждением. Работа в таком островке, согласно п. 1 Правил по ОТ, НЕ является работой на высоте!

NGS3(40)vn36_1.jpg


  Оснащение эстакад/АСН откидными мостиками с защитным ограждением полностью исключит риски падения с высоты. Если страховочная система безопасно останавливает падение, то защитное ограждение предотвращает его! Применение такого решения исключит необходимость использования ЛЮБЫХ систем обеспечения безопасности работ на высоте, таких как страховочная, удерживающая, позиционирования, эвакуации, и позволит:

1. Устранить человеческий фактор: оператор не сможет выйти на цистерну, не опустив мостик, а опустив его – зона работ будет ограждена.

2. Мостики с ограждениями не являются СИЗ от падения с высоты, поэтому не подлежат ежегодным периодическим проверкам и не требуют столь значительных затрат на обслуживание, как страховочные системы.

3. Один паспорт. При оснащении той же эстакады длиной 120 метров у заказчика останутся: проектная и рабочая документации и 1 паспорт на все мостики (в одном паспорте указываются все серийные номера мостиков). Один – гораздо меньше СТА!

4. Установил и забыл. Срок эксплуатации откидных мостиков НЕ ОГРАНИЧЕН. Мостики с ограждением выполнены из нержавеющей стали и анодированного алюминиевого сплава, устойчивы к воздействию агрессивных веществ и рассчитаны на эксплуатацию до 50 лет!

Стоит отметить, что порой оснащение эстакады откидными мостиками сопоставимо по стоимости с проектом оснащения страховочными системами. Например, стоимость проекта по оснащению 120-метровой СНЭ Г-опорами с жесткими горизонтальными анкерными линиями и СЗВТ составит около 20 млн рублей – столько же будет стоить и установка на эстакаду откидных мостиков с ограждением. А расчет стоимости пользования проекта с мостиками на интервале 10 лет обходится в 2 раза дешевле (30 млн рублей против 60 млн).

В заключение хочется привести одно выражение, ставшее притчей во языцех: «Страховочная система – это последний рубеж безопасности!». Этот тезис подтверждает и п. 16 Правил:

«Работодатель для обеспечения безопасности работников должен по возможности исключить работы на высоте. При невозможности исключения работ на высоте работодатель должен обеспечить использование инвентарных лесов, подмостей, устройств и средств подмащивания, применение подъемников (вышек), строительных фасадных подъемников, подвесных лесов, люлек, машин или механизмов, а также средств коллективной и индивидуальной защиты…».


NGS3(40)vn36_HIGHSAFETY_логотип.jpg

125424, г. Москва,
Волоколамское шоссе, д. 73, офис 539

Тел.: +7 (495) 998­13­15

Отдел продаж: +7 (985) 998­13­15

E­mail: info@high­safety.com


Журнал «Нефть и газ Сибири» 3(40)2020



Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости