Остались вопросы

«Без автора и без идеи»: омские архитекторы критикуют концепцию новой набережной

Кинотеатры и рестораны на воде, площадь фонтанов, разводной мост и самая длинная в Евразии велосипедно-пешеходная дорожка – эксперты Архитектурно-градостроительного совета обсудили концепцию благоустройства набережной Иртыша.


Впервые предложение о благоустройстве набережной принято в 2019 году губернатором Омской области Александром Бурковым. В ноябре этого года в Москве глава региона обсудил концепцию развития набережной с заместителем Председателя Правительства РФ Маратом Хуснуллиным. 3 декабря проект концепции представил членам Архитектурно-градостроительного совета директор КУ «Центр компетенций по вопросам городской среды» Алексей Сокин.


Протяженность набережной составляет 15 километров. Территория разделена на 11 так называемых хабов – центров притяжения трафика: это Северный причал, Советский парк, Академия «Авангард», Дворец пионеров, парк «Зеленый остров», Первомайский пляж, Омская крепость, Куйбышевский пляж, ТК «Океан», бульвар Победы, Речной порт. Расстояние между основными пунктами движения – 1500–1800 м, чтобы легко добираться от одного до другого прогулочным шагом. Новые локальные центры призваны стать точками притяжения не только для жителей, но и бизнеса.


Haby_omsk.JPG


Концепция предусматривает строительство новых станций (Речной порт, Дворец пионеров, Академия «Авангард», Северный причал) и развитие существующей инфраструктуры. В числе идей, которые предложено реализовать на набережной, целый ряд объектов на воде (кинотеатры, рестораны, фонтаны и отель), разводной мост, экстрим-парки и пляжи, смотровые вышки и спортивные площадки, музеи и реплика исторической башни Омской крепости. Но главное – это 15-километровая велопешеходная дорожка вдоль реки, которая, по словам Александра Буркова, обещает стать самой длинной в Евразии.

Hab1.JPG

Хаб1. Речной порт


Hab2.JPG

Хаб 2. Бульвар Победы


Hab3.JPG

Хаб 4. Куйбышевский пляж


Проект единой набережной планируют развивать в шесть этапов – с 2020 по 2026 год. После разработки проектно-сметной документации начнется строительство Университетской набережной (от улицы Пригородной до академии «Авангард») и набережной Тухачевского, которое продлится до 2024 года.



hab4.JPG


В 2025 году планируется строительство Зеленой набережной (от академии «Авангард» до Первомайского пляжа), а в 2026-м – строительство и благоустройство Иртышской набережной. Весь проект должен быть готов к 310-му юбилею Омска.

hab5.JPG

Зеленый остров


hab6.JPG

Дворец пионеров


У омских архитекторов представленная концепция вызвала неоднозначную реакцию. Зодчих смутило, что работу выполнили и уже согласовали в Москве без привлечения профессионального сообщества. По мнению градостроителей, в концепции не прочитывается общая идея, скорее она напоминает «коллаж» из отдельных элементов.


Главный архитектор ООО «ИТП «Град» Ирина Стуканева подчеркнула, что, помимо инженерных изысканий, нужно провести серьезное обследование тех участков, которые сегодня находятся в аварийном состоянии и нуждаются в укреплении и реконструкции. Директор спортивной школы «Омский яхт-клуб» Сергей Щербаков обратил внимание на изменяющийся из года в год уровень воды в Иртыше. Необходимо учесть этот факт при дальнейшем проектировании, чтобы избежать подтопления набережной. Денис Кошель (Омский областной союз предпринимателей) предложил оценить практическую реализуемость концепции, обсудив ее с бизнесменами, которые владеют землей или объектами в районе новой набережной.


Но начинать все-таки нужно с архитектурной составляющей проекта. Поэтому следующим шагом должен стать конкурс, на котором свое видение городской набережной представят профессиональные зодчие. Только после этого концепцию можно презентовать жителям и потенциальным инвесторам.


ЦИФРА

7,3 млрд рублей – в такую сумму оценивается стоимость новой набережной, в том числе 6,1 млрд заложено на ее строительство/ремонт, 1,2 млрд рублей – на инфраструктуру, сети, платформы.


МНЕНИЕ


Бегун (1).jpgАлександр Бегун: «Мы торопимся «выбивать» деньги под какие-то картинки, вместо того чтобы сделать грамотную профессиональную работу»


– Меня не устраивает существующий подход к реализации проекта набережной. Мы торопимся рисовать какие-то картинки и под них пытаемся получить деньги, вместо того чтобы сделать грамотную профессиональную работу на конкурсной основе, хорошо ее обсудить, выбрать из множества предложений наиболее интересные вещи и потом на их основе сформировать технико-экономическое обоснование. Только после этого концепцию можно представлять жителям и «выбивать» под нее федеральные средства. А то, что мы увидели на градсовете, – просто абстракция, набор каких-то отдельных элементов, разбросанных на протяжении 15-километрового участка.


Как и любой омич, хочу видеть набережную красивой, удобной и безопасной, чтобы она функционировала круглый год. А как это сделать – уже вопрос профессионального решения. Не готов назвать конкретные идеи, нужно поработать на каждом участке. А работа заключается в том, чтобы определить, кто откуда идет, кто чем занимается, что необходимо сделать по берегоукреплению, созданию комфортной среды, озеленению, размещению малых форм, освещению, мощению и т. д. Эта работа в 2017 году была сделана омскими архитектурными бюро совместно с КБ «Стрелка» на отдельных участках набережных Оми и Иртыша. Стоило бы развить эти идеи на всей рассматриваемой территории.


Главное, чтобы новая набережная была интересна для большинства горожан. Если там будут люди, то и бизнес подтянется. Всегда сначала делается какое-то архитектурное, планировочное, функциональное решение, а потом под него ищется инвестор или он приходит сам.


Я не уверен, что к 2026 году такой масштабный проект удастся реализовать полностью. Но можно начать эту работу, сделать общую концепцию и разделить территорию на пусковые участки, а затем расставить приоритеты – с какого участка лучше приступить к благоустройству.


Если объявят конкурс, многим архитекторам будет интересно поучаствовать в таком масштабном проекте. А сейчас у этой работы нет автора, и обсуждать здесь пока нечего.


Shalmin.jpgНикита Шалмин: «Нужно проработать экономику проекта, чтобы не потерять вложения, как было с «Зеленым островом»


- В начале проекта набережной Иртыша нужно проработать его экономику и организационную структуру. Цель – сделать рентабельный и саморазвивающийся объект. Это также сделает проект более понятным для инвесторов. Без проработки этих вопросов рискуем после разовых капвложений потерять их, как это было уже не раз (тот же «Зеленый остров»).


Что касается архитектуры, то здесь необходимо правильно, в соответствии с планировочной структурой города, топологией пространств, сформировать границы и тематику зон и в целом драматургию объекта. 


На мой взгляд, главной зоной – тематической доминантой должна быть Омская крепость и площадь Бухгольца. Это не просто исторические места. Уникальность Омска заключается в том, что, в отличие от многих городов, крепость сохранила свое центральное местоположение и будет всегда являться главным символом города.
Но сейчас, с отсутствием основного образного атрибута крепости – фортификационного вала, а также благодаря новой застройке на стрелке Оми и Иртыша, популярность и публичность этой зоны снижается. Как говорится – «трафика нет». И даже если построить пять ресторанов, жилых домов или отелей, он тем более не появится, т. к. открытость, публичность места еще снизятся.


Кроме крепости, я бы выделил еще несколько уникальных зон на рассматриваемой территории. Например, студенческая набережная в Нефтяниках, которую можно увязать с единственным в городе рельефным парком Советского округа, также ПКиО «Зеленый остров». Раньше, до первой реновации, это место привлекало своей природной чистотой – трава, тенистые ивы, проточная вода. Место для семейных пикников. Но «пришла» суперпрограмма превращения Зеленого острова в место проведения «водных феерий», и солнечная пастораль пойменного луга исчезла.


Несложно отдать места под бизнес, но не это в конечном счете привлекает людей. Необходимо выявлять главные факторы притяжения.


Но пока, если рассматривать предложенное как проектное решение, эти вопросы не затрагиваются.
Нет слов, набережная нужна, и хорошо, что есть какое-то предложение. Неправильно его утверждать как готовую концепцию. Практика показывает: если мы ее принимаем и утверждаем на градсовете, то дальше, безо всяких конкурсов идет рабочая документация и стройка. А потом все смотрят и недоумевают: откуда что взялось и кто это придумал?


Проект нужно грамотно проработать и не устраивать гонки по скорости его реализации. Существуют объекты – например, собор Святого Семейства в Барселоне, его срок строительства 200 лет, и все эти годы им восхищается весь мир. Кельнский собор строили 450 лет, и тоже мировой шедевр. А есть объекты, которые быстро сдали и быстро забыли. Дело не в том, к какому году мы обустроим всю набережную. Можно начать с какой-то одной части, но сделать ее так, что она станет предметом гордости города и региона.



Виктория МУХИНА



15.12.2020

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости