Стройка длиною в жизнь

В России насчитали 63 тысячи объектов незавершенного строительства, самый «пожилой» из них начали возводить ещё в 1946 году.


В рамках онлайн-конференции «Борьба с незавершенным строительством как драйвер развития регионов» представители федеральной Счетной палаты и Минстроя РФ обсудили, что уже сделано и что предстоит в борьбе с незавершенным строительством.


Сегодня в стране более 63 тысяч объектов незавершенного строительства (ОНС), которые финансируются из бюджетов разного уровня, с общим объемом затрат в 5,3 трлн рублей. В их числе значительную часть занимают социальные объекты: школы, университетские кампусы, спортивные сооружения, поликлиники, объекты коммунальной инфраструктуры. Их необходимо вовлечь в экономику, а для этого, в свою очередь, требуется разработка системных мер, начиная с корректировки существующего законодательства.


Счетная палата РФ, в зоне ответственности которая с недавнего времени ведет активную работу в вопросе борьбы с ОНС, представила анализ ситуации по каждому региону и проработала системные предложения, которые позволят сократить объем незавершенных строительством объектов, не породив новые. Эти предложения были направлены в адрес федерального Правительства, однако до настоящего времени ни одно из предложений не реализовано:


- в законодательстве не закреплено понятие «незавершенное строительство»;

- не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в части ОНС;

- не установлены критерии принятия решения о способе вовлечения в хозяйственный оборот незавершенных объектов.


Существуют проблемы, связанные с цифровизацией деятельности в данном направлении, инвентаризацией объектов и проведением оценки их технического состояния. План мероприятий по сокращению объема недостроев, предложенный Счётной палатой еще в январе 2020 года, также не утвержден. Собственные планы по работе с долгостроями и заброшенными стройками в полном объеме подготовили только 10 из 85 субъектов РФ.

1e657c487624e75940ad9ed6bcd8b747a072a38808c1d21ac.jpg



Светлана Орлова, аудитор Счетной палаты РФ: «Мы бы хотели сделать борьбу с незавершенным строительством своеобразным маркером качества управления для государственной системы всех уровней. Мы говорим о новом управлении, так возьмите и разберитесь с «незавершенкой»! А не так, чтобы строить центр гемодиализа на протяжении 25 лет. Или, к примеру, станция обезжелезивания воды в Хабаровском крае строится уже 24 года! Если ее за год-два построить, люди будут получать качественную воду. Федеральные объекты по Дагестану, связанные с системами жизнеобеспечения (водоснабжением, водоотведением), возводятся с 2013 года, а ведь они необходимы сейчас.
Я видела эти стройки: нужен крупный медицинский комплекс, а он строится до 10 лет. Есть даже незавершенный объект 1946 года! Между тем, государство должно выдавать людям качественную услугу, а строители – нести ответственность в случае, если они неграмотно сделали ПСД».


Ошибки в проектно-сметной документации – лишь одна из причин, которая тормозит процесс возведения и сдачи объекта в эксплуатацию. Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Владимир Якушев отметил, что в их числе – неэффективная работа по программам софинансирования. К примеру, в один год регион попадает в такую программу, получает определенный объем средств, начинает работы по возведению объекта, а на следующий год «строка в бюджете» на проолжение строительства не предусмотрена.

1e657c487624e75940ad9ed6bcd8b747a072a38808c1d21acaf481f27166.jpg



«Начиная с 2000 года мы пережили два экономических кризиса, 2008 и 2014 годов. Уменьшились доходы федерального бюджета, при этом главенствующая роль традиционно отводится выполнению социальных обязательств, так устроена жизнь: инвестиционные программы «режут», - комментирует министр, - Были вопросы и с некачественной проектно-сметной документацией, после корректировки которой объект существенно удорожался, и с недобросовестными подрядчиками».


Между тем, по словам Владимира Якушева, самый сложный объект в нынешних условиях должен строиться не дольше трёх лет. Это необходимо строго контролировать, чтобы не породить новых долгостроев.


В работе же с теми ОНС, которые существуют на сегодняшний день, необходимо исходить из экономической эффективности и четко понимать: выгоднее достраивать, или сносить и проектировать заново. Приводя в пример ту же станцию обезжелезивания в Хабаровском крае, министр отметил, что те технологии, которые были актуальны четверть века назад, сегодня, возможно, не смогут обеспечить необходимое качество воды. Эксперты сошлись во мнении, что без качественного системного управления решить вопрос недостроев невозможно.



06.11.2020

Читайте также

Новостная рассылка

Каждую неделю только самые важные и интересные новости