Заказать звонок

Мост мечты

Вековая мечта якутян начинает сбываться. На месте строительства Ленского моста в районе Якутска начались изыскательские работы. Он станет единственным вантовым мостом в России, построенным в чрезвычайно суровых климатических условиях Крайнего Севера.

 

Из алмазной столицы – в нефтегазовую?


Минувший год стал рекордным для Якутии по многим показателям. Регион вошел в ТОП­10 по индексу промышленного производства России, который в 2019 году продемонстрировал максимальный рост за последние 7 лет – 112,4%.


Доля нефтегазового комплекса в структуре ВРП выросла до 26,3%. Развитие ключевых инвестиционных проектов топливного комплекса позволило обновить исторические показатели по добыче нефти и газа, которые достигли 14,1 млн. т нефти (116,6%) и 2,9 млрд. куб. м газа (рост в 1,5 раза). Рост добычи нефти и газа обусловлен увеличением производственных мощностей ООО «Таас­Юрях Нефтегазодобыча», вводом в эксплуатацию Чаяндинского НГКМ и запуском одного из крупнейших газопроводов страны «Сила Сибири».


Интересно, что доля нефтегазовой промышленности в структуре ВРП Республики Саха (Якутия) впервые превысила вклад от алмазодобычи. В ближайшие три года, с выходом «Силы Сибири» на проектную мощность, регион планирует увеличить добычу газа до 25 млрд. кубометров. Власти рассчитывают, что в регионе будет создана дочерняя компания «Газпрома» для Якутского центра газодобычи.


Цитата

Мост через Лену – вековая мечта якутян. Он не только соединит западную и восточную части Якутии, но и станет важным стратегическим звеном магистральной инфраструктуры России – обеспечит пространственную связность Дальнего Востока и Арктики, огромных территорий, рассеченных великой рекой от Байкала до Ледовитого океана. Ленский мост свяжет три федеральные и пять региональных автодорог, Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, крупнейший речной порт и международный аэропорт. В перспективе – это основной элемент будущей трассы Иркутск – Магадан

Цитата


Ленский мост. Процесс пошел!


В конце 2019 года историческим событием для Якутии стало одобрение президентом России строительства Ленского моста. Частная концессионная инициатива о реализации масштабного инфраструктурного проекта была подана в правительство Якутии в декабре прошлого года от имени ООО «Восьмая концессионная компания» (входит в Группу «ВИС»). Она стала единственным инвестиционным предложением о реализации концессии. По итогам конкурентных процедур, завершившихся 17 января 2020 года, было принято решение о подписании соглашения. 13 февраля в Москве консорциум госкорпорации «Ростех» и Группы «ВИС» подписал концессионное соглашение с правительством Якутии о проектировании, строительстве и эксплуатации мостового перехода через реку Лена в районе города Якутска.


Спустя всего несколько дней после подписания документа начались изыскательские работы на месте строительства моста. На будущую стройплощадку перебазировали четыре буровые установки для старта изыскательских работ «со льда».


Специалистами получены первые образцы мерзлого грунта, которые переданы для анализа в лабораторию Якутского государственного научно-­исследовательского института строительства. Для определения оптимальной трассировки и мест расположения опор моста в русле реки начат анализ космических стереоснимков, по итогам которого будет сформирована цифровая модель местности. В период до начала ледохода будут установлены термометрические колонны, которые позволят определить температурные характеристики грунтов под основания опор моста.


Проектно­-изыскательские работы проводятся в сотрудничестве со специализированными организациями и уполномоченными надзорными органами, включая Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства, МЧС России по Республике Саха (Якутия) и Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Якутии. Все работы на этапе изысканий и проектирования финансируются концессионером.


Проектные изыскания пройдут в несколько этапов. В летний бесснежный период запланировано проведение археологических исследований. Их цель – обнаружение и сохранение возможных памятников культурного наследия в зоне строительства. Результаты будут учтены при корректировке оси трассы.


Компания-­концессионер реализует проект на всем жизненном цикле: от проектирования до строительства и эксплуатации моста. Точный размер капитальных затрат будет определен по итогам проектирования и прохождения Федеральной государственной экспертизы. Внебюджетные средства могут составить около 30 млрд. рублей. Жизненный цикл проекта – 25 лет. Из них шесть лет отведены на проектирование и строительство и 19 лет на эксплуатацию концессионером. Проект разделен на этапы таким образом, чтобы работы подготовительного периода можно было начать на 6 месяцев раньше планируемого срока, выделяя его в отдельный этап строительства, до прохождения госэкспертизы проекта самого мостового перехода.

 

«Умное» строительство в вечной мерзлоте


В последние 40 лет вопрос о необходимости моста через Лену не раз поднимался на государственном уровне. Из­за отсутствия круглогодичного сухопутного сообщения между восточной и западной частью Якутии 80% ее населения не имеет связи с Большой землей – 6 месяцев в году. Новая мостовая переправа позволит сократить затраты на обеспечение «северного завоза» более чем на 4 млрд. рублей в год и придет на смену небезопасным зимникам и переполненным паромам, которые работают на реке летом. Планируется, что с запуском в эксплуатацию моста пассажиропоток вырастет до 8 млн. человек в год. Совокупный положительный эффект на рост ВРП республики может составить до 3% ежегодно.


По предварительным оценкам, общая протяженность трехпилонного вантового моста составит более 3 км, а протяженность подходов – около 11 км. Транспортная артерия будет двухполосной.


Похожие по конструктиву мосты уже существуют в России – через пролив Босфор Восточный и бухту Золотой Рог во Владивостоке. Уникальность Ленскому мосту придают особые условия строительства: критически низкие температуры зимой, интенсивный ледоход, сильные паводки и сложная логистика завоза материалов на Крайний Север. С учетом этого строительство будет вестись с применением современных технологических решений, включая BIM­технологии. Это позволит сократить сроки проектирования, минимизировать так называемый «человеческий фактор» и контролировать последующие строительные работы в режиме онлайн.


Строительство моста предполагается вести с трех временных островков, которые расположатся в русле реки. Сборку железобетонных строений, узлов и соединений планируется осуществлять в специально возведенных на берегу ангарах. Для проведения работ с воды предполагается привлечение флота Ленского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства. Последовательность производства работ будет учитывать в том числе судоходный трафик на реке, а также периоды ледохода и ледостава.

   

А В ЭТО ВРЕМЯ

В Якутии поддержат льготами переход на газомоторное топливо

 

Оператором производства и внедрения газомоторного топлива выступит агентство при Минпромгеологии республики. Порядок мер государственной поддержки в этом направлении подготовят до конца первого полугодия.


Глава Минпрогеологии Максим Терещенко рассказал, что развитие газомоторного топлива в республике рассматривается в комплексе.


«Инфраструктура должна опережать спрос, чтобы люди понимали, что смогут заправиться газовым топливом. Очевидно, что на первых порах это не самая выгодная история и надо на этих этапах поддержать тех, кто готов вкладывать в республику», – подчеркнул министр в интервью ЯСИА.


По его словам, прежде всего, потребуется создать сеть автогазозаправочных станций. Для этого инвесторам будут предложены преференции в развитии инфраструктуры и переработки газа.


«Мы общались с Хабаровским краем, Амурской и Иркутской областями, Сахалином и выдвинули инициативу создавать сеть АГЗС по Дальнему Востоку, и нас они поддержали. Когда будет сеть, можно делать монотопливные автомобили на газе», – добавил собеседник агентства.


Максим Терещенко напомнил, что в декабре прошлого года в стране утвердили федеральную программу по переводу транспортных средств и спецтехники на газовое моторное топливо. В ней учтено субсидирование, в том числе физических лиц, с покрытием до 50% от затрат. При этом Якутия может пойти по пути Сахалинской области, где снижен налог на транспорт, оборудованный газовым оборудованием.


«У нас оператором процессов развития газомоторного топлива выступает агентство при Минпромгеологии, которое будет заниматься реализацией этой политики. В ближайшие месяцы будет утвержден порядок предоставления мер поддержки», – сообщил министр.


 

Журнал «Нефть и газ Сибири» 1(38)2020

 

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
выпуск новых журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости