Бесконтрольный оборот пестицидов в России

Вне надзора со стороны государства ведут свою деятельность полмиллиона производителей агрохимии и 150 тысяч сельхозпроизводств. Продолжается это уже почти десять лет. Озвученные цифры – не абстрактны, они приведены в пояснительной записке к новому законопроекту, который поступил в Госдуму на прошлой неделе и имеет своей целью совершенствование госнадзора в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.


Ситуация следующая: до 1 августа 2011 года функции контроля безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами в сельскохозяйственном производстве исполнял Россельхознадзор. В специально созданных контрольно-токсикологических лабораториях специалистами ведомства ежегодно проводилось около 14 тысяч исследований химикатов, а также самой продукции растительного происхождения. Например, в 2010 году из 36 тысяч тонн проверенных пестицидов и агрохимикатов выявлено почти 4 тысячи тонн фальсификата. Из оборота в 2008-2010 году изъято около 1,5 тыс. партий опасной продукции, подавляющей частью, импортной.


Ежегодно из оборота выводилось около 3,5 тыс. тонн препаратов, не имеющих государственной регистрации. Также выявлялись несанкционированные захоронения запрещенных или пришедших в негодность пестицидов (за 7 лет было ликвидировано около 30 тыс. тонн незаконно утилизированных химикатов). В большинстве регионов страны действовали специальные программы по ликвидации таких свалок, на специализированных полигонах ежегодно утилизировалось 3 тыс. - 4 тыс. тонн пестицидов.
В результате надзорной деятельности Россельхознадзора количество случаев выявления запрещенных, контрафактных и фальсифицированных пестицидов и агрохимикатов сократилось более, чем втрое с 2006 по 2010 год.



Что мы имеем сейчас? С 1 августа 2011 года, более девяти лет назад, в силу вступили изменения в отдельные законодательные акты РФ по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, не предусматривающие полномочия Россельхознадзора и других надзорных органов в указанной сфере. По сути, с этого момента прекратились контрольно-токсикологические испытания химикатов, как и надзор за соблюдением регламентов применения пестицидов и агрохимикатов (дозировка, кратность применения). Те разрешенные к применению препараты, которые ввозятся на территорию России, не проверяются на соответствие заявленным образцам. А оборот запрещенных к применению, контрафактных и фальсифицированных, не контролируется ни Россельхознадзором, ни другими надзорными ведомствами.



На каждом этапе, начиная с производства, импорта и применения, заканчивая хранением и утилизацией пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов, а также ликвидацией несанкционированных свалок и захоронений на землях сельскохозяйственного назначения, контроль отсутствует.


При этом, статистика применения пестицидов и агрохимикатов впечатляет: в пояснительной записке к проекту говорится, что в настоящее время в сельскохозяйственном производстве ежегодно применяется от 65 до 156 тысяч тонн химических средств защиты растений и более 3 млн. тонн удобрений в пересчете на действующее вещество.


Стоит ли говорить о том, что в США, Европейском союзе, странах Организации экономического сотрудничества и развития деятельность, связанная с оборотом пестицидов, строго регламентирована.


Таможенным союзом также принято решение от 28 мая 2010 г. № 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе", которым утверждены единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим надзору и требования безопасности к пестицидам и агрохимикатам. В настоящее время в России контроль исполнения этих требований также не осуществляется.


Что предлагает законопроект? Предусматривается внесение в статьи 14, 15 и 26 Закона № 109-ФЗ изменений, направленных на совершенствование государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами путем установления обязательных требований. Предусмотрено также осуществление государственного контроля в данной сфере, в том числе – в пунктах пропуска через государственную границу и при ввозе в Российскую Федерацию.


Законопроектом также предусмотрено наделение Правительства Российской Федерации полномочием по утверждению Положения о государственном контроле, которое разграничит полномочия федеральных контрольно-надзорных органов при осуществлении государственного контроля. Положением будет также предусмотрено, что государственный надзор осуществляется при производстве пестицидов и агрохимикатов в Российской Федерации, их ввозе в Российскую Федерацию, хранении, реализации, применении, обезвреживании и утилизации.


Планируется создание Правительством РФ специализированных пунктов пропуска через государственную границу, через которые будут ввозиться пестициды и агрохимикаты.


Новой редакцией статьи 26 Закона № 109-ФЗ предлагается установить принципы международного сотрудничества Российской Федерации и перечень мероприятий в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в рамках сотрудничества.


Принятие законопроекта и предусматриваемых им подзаконных актов позволит обеспечить соблюдение установленных регламентов и правил применения пестицидов и удобрений, исключить негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду. Предусмотрены меры административной ответственности за нарушение обязательных требований, в их числе – система штрафов, а также приостановление деятельности предпринимателей и юридических лиц.


18.10.2020

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
выпуск новых журналов
Оформить

Новостная рассылка

Каждую неделю только самые важные и интересные новости