Строим «дом» для кормов

10.09.2020


Александр ГЕРМАН, эксперт Института молока по проектированию,  строительству и реконструкции ферм 


Экономика молочно-товарной фермы зависит от огромного количества факторов. И далеко не всегда для инвестора интересен максимальный удой на корову. Важным является рентабельность или сколько в итоге можно заработать на 1 литре молока. Поэтому идет постоянная работа над снижением себестоимости этого литра молока. А всем известно, что в структуре себестоимости от 50 до 70 % составляют корма. Значит, и отношение к их качеству и сохранности должно быть на очень высоком уровне – этому вопросу важно уделять должное внимание.


Посещая молочные фермы в самых разных регионах, я часто видел ужасные условия закладки и хранения силоса и сенажа. 


р1.jpg


Мне больно смотреть, как управленцы выбрасывают живые деньги и так не уважают труд людей, работающих над заготовкой кормов. А наши буренки, как можно от них ожидать хороших надоев? Плюс, сколько еще проблем со здоровьем мы им создаем.


Под впечатлением этих проблем я решил найти оптимальные варианты конструктивных решений для силосных и сенажных траншей. Необходимо обеспечить сохранность кормов на уровне 98–100 % и при этом цена строительства должна быть минимальной, из расчета 1 тонны хранения.


Для обеспечения условий по качественной трамбовке закладываемых кормов стенки траншей должны быть наклонные, а не вертикальные.


р5.jpg


У вертикальной стенки утрамбовать корма крайне проблематично. Механизатор не будет подъезжать вплотную к стене, и 20–40 см вдоль стены будет не уплотненно, и эти две полоски вдоль вертикальных стен – это ваши финансовые потери, ежегодные! 


р6.jpg


Можно, конечно, обучить механизатора особой технологии закладки, с наклоном от стены, но гарантировать четкое соблюдение такой технологии на протяжении 50 лет жизни фермы невозможно.


Продолжая тему создания условий качественной работы для механизатора, проектируя смежные траншеи, необходимо обеспечить расстояние вверху между стенками около 1 м.


р7.jpg


 Чтобы, завершая по высоте закладку, механизатор мог смело подъезжать вплотную к стене для трамбовки, не боясь свалиться в соседнюю пустую траншею. 


Да и при укрытии пленкой есть куда направить потоки воды от дождя и таяния снега в межплитное пространство.


В целях снижения стоимости строительств на 1 тонну хранения, проектный отдел нашей компании разработал индивидуальные контрофорсы для монтажа ж/б плит стенок траншей высотой 4,5 м – вместо традиционных серийных 3-метровых.


По результатам исследований аграрного университета штата Висконсин, днище траншей более правильно выполнять из асфальта.


Устройство асфальтового днища обходится на 25–40 % дешевле и срок службы асфальта в 1,5–2 раза дольше, чем бетон. Асфальт более стойкий к агрессивности соков, чем бетон. Кроме того, обеспечить необходимые и качественные уклоны для удаления соков от силоса из асфальта при устройстве пола довольно легко. А вот при заливке бетоном без «блюдцев» сделать правильно пол траншеи сможет далеко не каждый строитель на селе. Т. е. асфальт дешевле и дольше работает, чем бетон.

 

По конструктиву траншеи могут быть тупиковые и проездные.


р3.jpg


р4.jpg


На фермах с ограниченными площадями эффективнее использовать тупиковые, но при этом необходимо особо обратить внимание на уплотнение кормов у тупиковой стены, которая тоже должна быть наклонной.

Для сбора соков от кормов я рекомендовал бы использовать открытую неглубокую канавку с уклоном в колодец, которая легко чистится и не создает проблем для техники.


Размеры траншей рассчитываются индивидуально, с учетом поголовья, наличия кормоуборочной техники. Желательно заложить траншею за 2–3 дня, не раньше. Ширина должна быть не менее 18 м, чтобы внутри могла развернуться техника.


Хорошей альтернативой силосным и сенажным траншеям по себестоимости строительства является площадка для закладки курганов. Но, как и в любом другом деле, при закладке курганов есть свои особенности, так что это тема отдельного разговора.

Читайте также

Узнай о спецпроекте первый
Подпишись на рассылку, чтобы узнавать первым о спецвыпуске