Потребление «молочки» снижается: аналитика рынка и тренды пандемии

10.09.2020


Кисломолочка – в минусе


Пандемия коронавируса оказала влияние на все отрасли сельского хозяйства, в том числе и молочную промышленность. В 1-м полугодии 2020 года производство большинства ключевых видов молочной продукции оставалось выше уровня 2019 года, в том числе благодаря росту производства в сырьевом секторе, увеличению запасов продуктов с длительным сроком хранения и реализации экспортного потенциала.


Выросло производство цельномолочной продукции в целом (+1 %), в том числе питьевых молока (+1 %) и сливок (+10 %), сметаны (+6 %), сыров (+10 %) и сырных продуктов (+9 %), сливочного масла (+12 %), мороженого (+21 %), СОМ (+20 %) и СЦМ (+5 %), сухой сыворотки (+16 %). Вместе с тем сократилось производство кисломолочной продукции в целом (-1 %), в т. ч. йогуртов (-2 %), кефира (-2 %), также снизилось производство маргаринов и спредов (-1 %). Такие данные приводит Национальный союз производителей молока («СОЮЗМОЛОКО»).

 

2020-09-07_18-05-45.png


Спрос в новых реалиях


Во время пандемии активизировался спрос на продукцию с длинными сроками хранения, при этом молочная продукция не вошла в число приоритетов потребления. В марте – апреле отмечались случаи всплеска спроса в связи с началом периода самоизоляции: многие готовили дома и не смогли уехать в отпуск. При этом в I кв. 2020 года в сравнении с тем же периодом 2019 года продажи молочной продукции, кроме сливочного масла, сократились на 0,4 %. Дальнейшая динамика будет определяться общеэкомическими тенденциями. В текущих условиях отмечается снижение потребления в сегментах HoReCa и соцпитание. Все это будет способствовать общему снижению потребления молочной продукции в течение 2020 г.


Сложная экономическая ситуация в России и в мире в связи с ослаблением рубля и распространением пандемии коронавирусной инфекции будет способствовать снижению реальных располагаемых доходов населения и их покупательной способности, что повлечет трансформацию спроса. В настоящее время формируется новая реальность жизни населения и потребительских предпочтений.

2020-09-07_18-07-57.png 

Запасы – на экспорт


К началу августа запасы большинства категорий молочной продукции на складах молокоперерабатывающих предприятий оставались выше уровня прошлого года, но в целом практически соответствовали среднему многолетнему уровню. Повышению запасов способствовало и снижение потребления молочной продукции в период пандемии, в том числе в сегментах horeca и социального питания. Сохраняются повышенные запасы ряда категорий продукции в отдельных районах, но за счет оптимизации импортных поставок и развития экспорта рынок молочной продукции в 2020 году останется сбалансированным за счет сокращения импорта по ряду категорий и росту экспорта.


В 2020 году в январе – июне положительную динамику показывали поставки мороженого (11,9 тыс. т), а также импорт сыров и творога (142,6 тыс. т), сливочного масла (67,3 тыс. т) и кисломолочной продукции (68,8 тыс. т). В то же время импорт СОМ (29,0 тыс. т) – минимален с 2012 года, сырных продуктов (21,8 тыс. т) – соответствует досанкционному уровню.


Распространение пандемии, тренд на рост производства молока, очередной виток девальвации рубля в марте 2020 г., слабый платежеспособный внутренний спрос будут сдерживать импорт и способствовать импортозамещению.


2020-09-07_18-07-36.png


Объем экспорта в январе – июне 2020 г. превысил уровень 2019 г. на 25 %, до 407 тыс. т МЭна сумму 177,5 млн USD (+15 %). Основными внешними потребителями молочной продукции из РФ остаются страны СНГ (≈91 % экспорта), в т. ч. Казахстан, Украина и Белоруссия. Среди стран вне СНГ – Монголия, Абхазия, Грузия, США и Китай. В январе – июне 2020 г. увеличились отгрузки молочной сыворотки (в 6 раз, Казахстан), СОМ (в 2 раза, Армения, Казахстан), сливочного масла (+42 %, Казахстан), сырных продуктов (+32 %, Казахстан, Украина), мороженого (+22 %, Казахстан, США), питьевых молока и сливок (+29 %, Украина), сыров (+17 %, Казахстан, Украина), «кисломолочки» (+2 %, Азербайджан). Сократился экспорт: СЦМ (-2 %), творога (-10 %).


Экспорт молочной продукции в Китай в январе – июне 2020 г. в физ. массе вырос относительно уровня того же периода 2019 г. на 10 %, до 4,4 тыс. т МЭ (≈1 % в структуре экспорта), основной продукт – мороженое. Стоимостная оценка (4,6 млн USD) при этом выросла на 37 %.

 

5 главных трендов рынка


Аномальная засуха в Татарстане, Башкирии, ряде регионов Сибири, на юге приводят сегодня к некоторой просадке производства. Однако осенью, по мере изменения погодных условий, динамика, вероятнее всего, вернется к обычным среднегодовым показателям роста, считают эксперты «Союзмолока».


В 2020 году многолетний тренд роста объемов производства товарного молока сохранится на фоне ввода новых комплексов, интенсификации производства, прирост может составить около 3 % (+0,7–0,8 млн т).


Что касается рынка переработки, то здесь сработает несколько факторов.


• Первый фактор, который будет в ближайшей перспективе влиять на рынок, это снижение спроса в результате общей рецессии в экономике, в том числе на молоко и молочную продукцию.


• Второй фактор – запасы будут оказывать некоторое давление и на сырьевой сектор, и на сектор переработки, и, конечно же, это будет серьезно влиять на доходность бизнеса и, как следствие, на устойчивость развития сектора.


• Третий фактор – это серьезное изменение ландшафта молочного рынка – как в России, так и во всем мире. Неэффективные, неконкурентоспособные компании будут уходить с рынка, и грядет серьезная волна слияний и поглощений. Если в России, по прошлогодним прогнозам «Союзмолока», ожидали эту волну на протяжении 3–5 лет, то с учетом кризиса в экономике этот процесс будет ускоряться. Для мира эта тенденция также характерна, в других странах неэффективные компании также будут выбывать из игры.


• Четвертый фактор: кризис показал, что масштаб бизнеса не главное, главное – лояльность потребителя бренду.


• Пятый фактор – разрыв логистических цепочек и формирование новых логистических связей, в том числе развитие продаж напрямую потребителю.

 

Читайте также

Узнай о спецпроекте первый
Подпишись на рассылку, чтобы узнавать первым о спецвыпуске