Встречают по обертке

22.12.2020


Рынок молочной продукции – один из самых конкурентных среди продуктов питания. Правильная упаковка помогает производителю выделить свой товар на магазинной полке. Но нужно хорошо понимать вкусы аудитории и быстро реагировать на их изменения.


В 1990 году в магазинах продавалось около 7000 различных товаров. Сегодня количество наименований доходит до 50 тысяч. Резкий рост конкуренции требует от брендов серьезных усилий в борьбе за покупателя. И важный инструмент для достижения этой цели – упаковка. На повышение спроса может сработать хороший дизайн. Если человеку нравится, как выглядит товар, он, с большей вероятностью, выберет именно его. Внешняя оболочка создает первое впечатление о продукте и отвечает за его сохранность. А правильная форма обеспечивает удобство потребления.


Тренды локдауна


2020-й год, прошедший под знаком пандемии коронавируса, внес свои коррективы в объемы и структуру потребления «молочки», каналы продаж. Однако, как отмечают в ООО «ВНИМИ-Сибирь», в традиционных каналах сбыта изменений в формате упаковки не произошло. Востребованными остаются как продукты в упаковке для индивидуального потребления (стаканы, флоу-пак), так и семейные форматы (фин-пак, большие пакеты). Единственное, в период закрытия предприятий общепита «просел» канал HoReCa, наблюдался спад в реализации весовой сметаны, творога и масла крупной фасовки.


В то же время локдаун повысил спрос на продукты длительного срока хранения – прежде всего, на ультрапастеризованное молоко. «Покупатели стали наполнять продуктовую корзину про запас и все чаще брать не 1–2 пакета, как раньше, а целый квант (12 штук в упаковке)», – поясняют в компании «ЭкоНива – Продукты питания».


Форматы настоящего и будущего


Мировые тренды развития упаковки идут вслед за изменением форматов торговли и покупательских привычек. Так, например, в некоторых странах Европы преобладают крупные гипермаркеты, куда покупатели приезжают раз в неделю. «В таких магазинах предпочтение отдается продуктам в семейной упаковке – это молоко объемом от двух литров в бутылке или пюр-паке, йогурты в стаканах минимум 500 г. К таким покупкам предъявляется еще одно важное требование – длительные сроки хранения. И здесь на первый план выходит асептическая упаковка, которая при определенных условиях позволяет дольше сохранять продукцию», – говорит начальник отдела маркетинга ООО «ВНИМИ-Сибирь» Артем Борисов.


В России сегодня активно развивается формат магазинов «у дома». Они находятся в шаговой доступности, поэтому нет необходимости запасать продовольствие в больших объемах. Чтобы получить свежий продукт, покупатель готов зайти в супермаркет еще раз в течение недели. «В таких магазинах преобладает стандартный набор форматов упаковки: от очень маленьких объемов до удобных – для того, чтобы донести в пакете до дома», – рассказывает специалист. Из набирающих популярность форматов – упаковка, которая позволяет употреблять продукт на ходу. «Это продукция в стаканах (иногда даже с ложкой-вкладышем) и небольших картонных коробках с закручивающейся крышкой (пюр-пак, тетра-пак). Плюс последнего формата в том, что на упаковку можно наносить многоцветные высококачественные изображения. А в условиях жесткой конкуренции это очень важно, чтобы выделяться на полке», – подчеркивает Артем Борисов.


По мнению экспертов, будущее молочного производства – в многообразии форматов упаковки. «Всегда будут преобладать форматы так называемой экономичной упаковки (фин-пак, обычные пластиковые стаканы), но позволяющей сохранять все полезные свойства продукта в пределах заявленных сроков годности. Также будет развиваться упаковка для потребления на ходу. Скорость жизни становится быстрее, и покупатель готов платить чуть больше за такое удобство. Также в сегменте стаканов растет доля упаковки в картонной обечайке. Этот тренд набирает силу из-за возможности наносить красочные и яркие изображения на стакан, повышая тем самым свои конкурентные возможности», – говорит начальник отдела маркетинга ООО «ВНИМИ-Сибирь».


Чистое и честное производство


Одновременно в сфере упаковки зарождается важная тенденция международного масштаба – это экологичность. Постепенно производители молочной продукции перейдут на использование тары из полностью перерабатываемых или биоразлагаемых материалов – вслед за иностранными компаниями. Для российского рынка характерно такое явление, как даунсайзинг – то есть сокращение количества продукта в упаковке. «Обычным делом стало наливать в бутылку молока вместо литра, скажем, 870 мл. В силу чего цена у продуктовой полки, на первый взгляд, кажется более привлекательной. От «честных» литров «убывает» порой 200–300 граммов. При этом наша компания остается верна принципу «честного веса», – подчеркивают в «ЭкоНиве».


ТОП-6 трендов в дизайне упаковки



Отказ от традиций

Изображения коров, зеленых лугов, деревьев и другие картинки, вызывающие ассоциации с натуральностью, уходят в прошлое. Поколению Z, которое становится основным потребителем, чужды ностальгия по советскому прошлому или детству у бабушки в деревне. Упаковка должна давать честную и четкую информацию о продукте, легко проверяемую в Сети.


Расчет на взрослых детей

Серьезность сегодня не в моде. В дизайне упаковки все чаще встречаются смешные стикеры, веселые картинки, герои мультиков. Поддерживая игривое настроение у аудитории, производителю легче найти с ней общий язык.


Добавленная польза

Продукту уже мало быть натуральным, «без консервантов» или «без пальмового масла». Потребителю нужно предложить что-то большее – дополнительную пользу: «с витаминами», «с пробиотиками» и т. д.


Уникальные шрифты

Текст – один из главных способов донести информацию. На рынке постоянно появляются новые торговые марки, и авторская типографика позволяет выделиться среди конкурентов. Солидные бренды не ограничиваются платными стоками, а используют эксклюзивные шрифтовые начертания, чтобы создать узнаваемый образ.


Дизайн от робота

Российские производители уже начали отдавать дизайн упаковки на откуп машинам. Такой подход может придать бренду уникальности и повысить его ценность в глазах покупателя. Поэтому многие студии дизайна прибегают к помощи цифровых работников.


Уход в онлайн

Пандемия дала толчок развитию сервисов доставки и интернет-торговли. Создавая дизайн упаковки, нужно просчитывать, как товар будет выглядеть в онлайн-среде. Важно понятно и просто доносить его преимущества, не перегружая обертку лишними деталями.



22.12.2020

Читайте также

Узнай о спецпроекте первый
Подпишись на рассылку, чтобы узнавать первым о спецвыпуске