Остались вопросы

Углеродный налог Европы скажется на мировой экономике: аналитика

Эксперты «Сбера» оценивают потери России вследствие запланированного на 2026 год введения ЕС трансграничного углеродного регулирования от 13 до 18 млрд долларов. Но к этому моменту станет понятнее результат мер переходного периода, который начнется в октябре 2023 года и может существенно изменить планы Евросоюза.


В докладе «Принцип нелокальности: Актуальность и последствия введения трансграничного углеродного регулирования ЕС» (ТУР) эксперты «Сбера» оценили возможные последствия, с которыми могут столкнуться российские экспортеры после одобрения Европарламентом 12 октября плана по введению ТУР (в терминологии ЕС Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM). В 2026-2035 гг. в зависимости от варианта финального регламента эти потери могут составить $13-18 млрд (расчет выполнен без учета санкций, ограничивающих российский экспорт в Европу). Для сравнения: российские поставки в страны Европейского Союза в первом полугодии 2022 года выросли по сравнению с показателем 6 месяцев прошлого года на 78,9% и достигли 120,4 млрд евро, что объясняется резким ростом цены энергоресурсов, основного сегмента российского экспорта.



Законопроект трансграничного углеродного регулирования (ТУР) является частью большого пакета «Fit for 55», объединяющего 12 законодательных и политических инициатив, необходимых для достижения цели Евросоюза по сокращению выбросов на 55% к 2030 году относительно 1990 года.

В июле 2021 года Еврокомиссия подготовила предложения по каждой из инициатив, включая ТУР, после чего состоялись их обсуждения в Совете ЕС и Европарламенте. Одобренные Советом, Парламентом и Комиссией версии законопроекта ТУР схожи концептуально, однако различаются рядом параметров, которые могут повлиять на потенциальные расходы экспортеров регулируемых товаров, особенно в первые годы после запуска системы.

 


Одной из основных целей введения ТУР является предотвращение миграции высокоуглеродных производств в третьи страны (carbon leakage), которая в период энергетического кризиса 2022 года неизбежна в связи с ростом цен на электроэнергию и газ в ЕС. Однако трудно представить, какими должны быть углеродные налоги, чтобы компенсировать 6-кратную разницу в ценах на газ в США и Европе. Стоит также иметь в виду, что разрыв в ценах начался минимум за год до СВО, то есть речь идет о тенденции/плане/стратегии, а не реакции на события.


     


В зависимости от финального регламента переходная фаза ТУР, пишут эксперты «Сбера», которая коснется преимущественно формальных аспектов взаимодействия импортеров продукции в ЕС с иностранными поставщиками, начнется в 2023 или в 2024 году. Начиная с 2026–2027 года, импортеры будут обязаны уплачивать «пограничный углеродный сбор» через приобретение сертификатов на выбросы парниковых газов. Цена сертификатов равна средней цене за 1 т СО2-эквивалента в системе торговли квотами на выбросы ЕС за предыдущую неделю. Сейчас европейцы подняли цену тонны СО2-экв свыше 80 евро.




В случае отсутствия у экспортера верификации его выбросов при производстве товара (России явно не стоит надеяться на верификацию) расчет платы за ТУР будет произведен на основании средней углеродоемкости худших по показателю выбросов предприятий, производящих данный товар в Евросоюзе: 5 или 10% (в зависимости от версии законопроекта) установок с самой высокой углеродоемкостью. В качестве базы для расчета цены ТУР товара Еврокомиссия предложила использовать совокупные прямые выбросы (Scope 1), эмитированные при производстве товара, включающие не только прямые выбросы при его непосредственном производстве, но и выбросы используемого сырья и компонентов его производственной цепочки.


Перечень учитываемых парниковых газов совпадает с перечнем EU ETS: это диоксид углерода (CO2), закись азота (N2O) для процессов производства химической продукции и перфторуглероды (PFCs) для процесса производства алюминия.


Вопрос учета выбросов, связанных с транспортировкой товаров до границы ЕС, отложен на будущее: регуляторы солидарны в том, что их включение возможно только после более детальной проработки темы.


Косвенные выбросы от потребления электроэнергии при производстве продукции (Scope 2) могут быть добавлены к расчетной базе либо сразу, если будет поддержана позиция Европейского парламента, либо после дополнительного анализа.


На текущий момент многие отрасли промышленности ЕС получают свыше 80% квот бесплатно. С введение ТУР эти квоты будут аннулироваться.




На начальных этапах в ТУР Еврокомиссия предложила включить следующие товары:


- удобрения: аммиак, азотная кислота, нитраты калия, азотные и комплексные удобрения (кроме тех, что содержат только калий и фосфор);


- черные металлы и продукция черной металлургии: чугун, лом, стальной прокат, трубы, рельсы, фитинги и т. д.;


- алюминий и изделия из алюминия;


- электроэнергия;


- цемент (клинкеры цементные и портландцементы).


Объем российского экспорта в ЕС по регулируемым группам товаров невелик, так что на первых порах влияние СВАМ на товарооборот будет незначительным.




Гораздо сильнее скажется в отдаленном будущем на внешней торговле РФ предполагаемое включение в ТУР нефтепродуктов, а в ближайшее время – сокращение физического экспорта в ЕС трубопроводного природного газа, нефти и нефтепродуктов и ограничение их цены.


План ЕС вызвал критику со стороны таких стран, как США и Южная Африка, которые заявили, что механизм CBAM несправедливо накажет их производителей. “Мы особенно обеспокоены такими вещами, как налоги на изменение границ и нормативные требования, которые вводятся в одностороннем порядке”, – заявил Financial Times Эбрахим Патель, министр торговли Южной Африки. “Если это станет огромным определяющим фактором между севером и югом, вы столкнетесь с большим политическим сопротивлением”.


“С нашей стороны поступает много опасений по поводу того, как это повлияет на нас и наши торговые отношения”, – заявила торговый представитель США Кэтрин Тай на конференции в Вашингтоне.


Европейцы не согласны с обвинениями. “CBAM – это просто способ пригрозить третьим странам, что они также должны обновить свои амбиции, когда речь заходит о климате”, – сказал Мохаммед Чахим, голландский политик-социалист, который руководил переговорами по закону для Европейского парламента.


Из заметных импортеров в ЕС пострадают Китай (около 10% затронутого импорта), Турция и Индия.


Больше всего от введения сбора, вероятно, пострадают развивающиеся страны, сказала Фатен Аггад, старший советник по климатической дипломатии Африканского климатического фонда: «Результатом может стать “деиндустриализация” в африканских странах, которые экспортируют много продукции в ЕС. Многие из секторов рискуют потерять бизнес, если мы не вложим деньги в их устойчивое развитие, а восстановить их очень трудно».


Производители стали в Бразилии обеспокоены тем, что CBAM подвергнет их риску конкуренции со стороны зарубежных компаний, которые вместо того, чтобы отправлять свою продукцию в Европу, могут переориентироваться на менее защищенные рынки стали, такие как Южная Америка и Бразилия, в частности.


В ближайший год-два СВАМ не окажет значительного влияния на товарные потоки. Гораздо важнее толчок, который углеродный налог даст движению капитала и планам производителей и правительств, имеющих экономические связи с Европой.


Разница в ценах на газ между США и Европой уже вынуждает мировые компании отказываться от инвестиций в Старый Свет. К этому добавляются прогнозы будущего роста цены выбросов.




Рост налогов на производство всегда отпугивает инвесторов независимо от того, как эти налоги называются и обосновываются.


Вдобавок в европейском парламенте договорились начать устанавливать цены на выбросы углерода, возникающие в результате сжигания ископаемого топлива на автомобильном транспорте и в системах отопления в 2027 году с предельной ценой в 45 евро за тонну выброшенного углерода, которая будет действовать до 2030 года. Паскаль Канфин, председатель парламентского комитета по охране окружающей среды назвал предложение “политическим самоубийством”. Для смягчения последствий налога законодатели обещают создать новый социальный климатический фонд в размере 87 миллиардов евро.


«Странная» политика ЕС по «выдавливанию» с континента промышленности и обложению налогом всего, что живет и движется, неизбежно приведет к перестройке мировых товарных потоков и общему сокращению мировой экономики, если ее значительная – европейская – часть станет неконкурентоспособной в части импорта и экспорта.


История с ТУР (СВАМ) рассчитана на долгие годы, и тем менее прогнозируема, чем более зыбким становится ее фундамент – теория AGW. Эта теория не подтверждена ни одним достоверным набором научных фактов, тогда как существуют альтернативные теории изменения климата с более представительной фактической базой. Например, одна из теорий объясняет: потепление глубинных слоев океанской воды, приводящее к росту концентрации СО2 в атмосфере; нагрев российской Арктики в два раза быстрее остальной планеты; увеличение скорости смещения магнитного полюса и оси вращения Земли; появление трещин в земной поверхности и другие непонятные явления.


Если же погода в ближайшие годы перестанет баловать европейцев теплом, проводить политику борьбы с выбросами парниковых газов поможет только такое ужесточение внутренних репрессий, которое поставит крест на Европе как цивилизованной, демократической территории.


 

Материал подготовлен Институтом развития технологий ТЭК



Все материалы рубрики «Нефть и Газ»





13.01.2023

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости