Остались вопросы

Нефтегазовая логистика. Основные ошибки при выборе подрядчиков транспортных услуг

Юрий КИЧИГИН, Председатель Совета Директоров компании АО "ВНОГ" (WNOG, JSC)



Логистические и транспортные услуги становятся все более инновационными и сложными, отражают изменения во внешней среде и постоянно направлены на сокращение расходов нефтяных компаний по всем цепочкам поставок.


В своей книге «Нефтегазовая логистика», которая вышла в 2017 году, я обратил внимание на работу с подрядчиками транспортных услуг и ошибки, которые совершают нефтяные компании при выборе перевозчиков. Я хотел бы еще раз поделиться своим мнением по этому вопросу.


Самостоятельно управлять автотранспортными компаниями, многие из которых являются малыми и локализованы, становится трудной задачей для нефтяных компаний. Недаром в тексте договоров с перевозчиками увеличилось количество статей, посвященных штрафам за нарушения условий по договору перевозки грузов. Поэтому очень важно остановиться на выборе надежного подрядчика логистических услуг и найти оптимальный вариант, который устраивает по большинству критериев. Ниже перечислены часто встречающиеся ошибки при выборе поставщиков транспортных, экспедиторских и логистических услуг. В основном это касается выбора перевозчиков, но и логистическим компаниям следует учесть это в своей работе.


Ошибка № 1

Как правило, стремясь к снижению расходов на логистику и транспортировку грузов, некоторые компании вопрос безопасности считают второстепенным, но безопасные поставки грузов и перевозки по разумной цене не являются взаимоисключающими. Компромиссов с безопасностью, охраной окружающей среды, комплаенсом и качеством услуг не должно быть при поиске транспортных подрядчиков.


Ошибка № 2

Многие компании, работающие в нефтяном секторе, опираются исключительно на устоявшиеся отношения с перевозчиками и не хотят никого из других возможных перевозчиков или логистических компаний. Это строится на давних отношениях, комфорте работы с перевозчиком, который может иметь специальную технику, опыт перевозок таких грузов и другое.


Несмотря на то, что сотни перевозчиков имеют аналогичный опыт и технику, компании, как правило, придерживаются тех партнёров, которые им знакомы. Но развитие новых месторождений ведет компании в новые географические регионы. Придерживаясь стратегии работы со старыми перевозчиками, вы можете лишиться возможности поставки оборудования в срок. И цена может оказаться выше рыночной, так как перевозчик окажется за пределами своей зоны обслуживания и, возможно, захочет более высокий тариф, так как при отсутствии обратной загрузки стоимость перевозки может быть невыгодна ему, и он попытается попросить у вас повышенную ставку. Однако, в период сокращения расходов по всей цепочке поставок, вы уже не сможете платить по завышенному тарифу.


Для того, чтобы расширить свои возможности и снизить затраты, вам предстоит рассмотреть варианты сотрудничества с логистической компанией, которая знает новые районы и имеет опыт доставки грузов в эти места. Как правило, логистические компании обладают большой информационной базой перевозчиков, которые отвечают требованиям нефтяной отрасли, знают какую технику каждый перевозчик имеет и могут быстро подать машину по более выгодной цене.


Ошибка №3

Клиенты стараются делать упор, в основном, на автоперевозчиков. Многие поставщики нефтегазового сектора полагаются исключительно на автотранспортные компании, чтобы перевезти груз. Они избегают железнодорожного транспорта, потому что считают его менее надежным в сроках доставки и сохранности груза. Клиенты видят, что много задержек в отправках грузов происходит в порту, при отгрузке железной дорогой. Но эти сложности могут быть преодолены, если в качестве пратнёра выступает логистическая компания, занимающаяся железнодорожными отправками и имеющая большой опыт в данной сфере. Как правило, такие компании имеют собственных специалистов по негабаритным отправкам, которые регулярно согласовывают и координируют проектные перевозки по железной дороге.


Железнодорожный транспорт остается недоиспользованным и сегодня, несмотря на значительное преимущество в цене, особенно на дальние расстояния. Правильно организованные перевозки по железной дороге могут оказаться намного дешевле и надежнее в сроках доставки, чем перевозки автомобильным транспортом.


Ошибка № 4

Многие подрядчики нефтяных компаний и сами нефтяные компании имеют сеть локаций по стране и осуществляют регулярные перевозки между своими подразделениями. Зачастую эти перевозки заказываются и координируются самими подразделениями и работниками, у которых недостаточно транспортных знаний и опыта. Подразделениям важно быстрее отправить груз, а цена - уже второй вопрос. Поэтому они нанимают или местных, «своих», перевозчиков, или пытаются найти у своих знакомых перевозчиков, которые порой не заинтересованы в дальних перевозках. В результате, при увеличении перевозок грузов происходят большие расходы на транспортировку.


Транспорт рассматривается как тактическая необходимость для доставки грузов, и выбор перевозчиков предоставляется работникам, не являющимися специалистами по логистике, у которых нет времени или опыта, чтобы найти правильное и дешевое решение. Недостаток децентрализованных решений в работе с транспортными компаниями – это лишние расходы, связанные с недостаточным знанием рынка.
Еще одним недостатком децентрализованных решений в работе с перевозчиками является отсутствие видимости и контроля всей цепочки поставок между локациями.


Ошибка № 5

Иногда с целью сокращения расходов на перевозки грузов, особенно в период зимнего завоза, рассматривается аренда автомобилей с водителями у автотранспортных компаний. На первый взгляд, кажется, что это правильный ход, но в действительности часто получается наоборот. Диспетчеры, которые управляют автотранспортом, отличаются от специалистов по логистике в нефтегазовых компаниях, которым приходится управлять арендованным автотранспортом. У диспетчеров есть навыки и опыт работы с водителями, непредвиденными ситуациями, а у специалистов по логистике нет, так как они привыкли работать с диспетчерами транспортных компаний.


При отсутствии правильного контакта и недостатке опыта управления автотранспортом, в нефтяных и сервисных компаниях организация работы арендованного автотранспорта теряет свою эффективность. Машины часто простаивают, совершают множество порожних пробегов, и некоторые водители становятся недовольны работой, которую плохо понимают и выполняют. Поэтому одним из способов сокращения расходов и четкой координации движения собственных грузов является работа с логистическими компаниями. Правильный выбор подрядчика поможет вам получить профессиональную информацию при организации отправки и наладить связь со своими локациями через систему логистической компании или при помощи сбора данных от логистической компании в свою систему.


Для того, чтобы избежать подобных ошибок в логистический деятельности, нефтяным компаниям нужно использовать лучшую логистическую практику работы в отрасли, часто поднимать логистические вопросы на отраслевых конференциях, приглашать на них специалистов по логистике и производить обмен информацией на нефтяных и газовых выставках и форумах.


Другие материалы эксперта:

Воздействие пандемии COVID-19 на цепочки поставок в нефтегазовой отрасли
Цепочки поставок в нефтегазовой отрасли: тенденции 2021 года



29.01.2021

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости