Олег СИРОТА,
председатель Союза сыроваров России:
– На самом деле вся страна еще отходит от пандемии, я активно участвовал в совещаниях по маркировке, боролся за отсрочки для мелких производителей, общался с коллегами – у всех была некоторая паника и непонимание, как работать в новых реалиях.
Процесс внедряется очень быстро, и объективно к нему на все 100 % не могут быть готовы не только малые предприятия, но и даже крупные. Плюс есть некоторые проблемы с информационным освещением процесса внедрения маркировки: уверен, что некоторые производители, которые варят сыр дома для себя и на продажу соседям, даже не знают об этом нововведении. Благо для крестьянско-фермерских хозяйств мы добились отсрочки до 1 декабря 2022 года. К сожалению, в этот список не попали микропредприятия и те, кто продает продукцию в сети.
Главная сложность в том, что никто не понимал, как работать с маркировкой. Фермеру-сыровару, особенно тому, кто сам трудится на земле и в цеху, нелегко разобраться во всех нюансах новой системы. Мне самому пришлось очень плотно погрузиться в тему и потратить немало времени, чтобы изучить все нюансы. Безусловно, есть и финансовые трудности – их, конечно, помогает решить льготный кредит на маркировку, но, во-первых, не всем производителям он доступен, а, во-вторых, почти все развивающиеся сыродельни и так в кредитах, и эта нагрузка на производителя еще возрастает.
Пандемия ударила многим по карману, особенно тем, кто поставлял сыры в рестораны, поэтому внедрение маркировки сейчас, когда мы только выходим из кризиса, это как введение нового налога. Так или иначе, маркировка уколола всех: и нас, «малышей», и средний бизнес, и даже холдинги. У нас, конечно, затраты на внедрение маркировки несопоставимые, но и доходы тоже разные. Пока уверенно чувствуют себя только КФХ, которым очень сильно помогла отсрочка.
Если говорить о способах нанесения маркировки, то типографский метод малому бизнесу не выгоден и не всегда подходит, ведь люди берут сыр на развес. Йогурты и молочку, наверное, проще маркировать типографским способом, но мы посчитали, что специализированная наклейка даже тут немного дешевле. Фермер сегодня и так вынужден экономить каждую копейку.
На себестоимости продукции, безусловно, это отражается, мы пока даже затрудняемся посчитать, сколько затрат будет по итогам. Как минимум это стоимость стикера. В реальности же все зависит от объемов продаж, так как пакетное решение для всех малых предприятий по стоимости примерно одинаковое. Сыровары с 20 литрами переработки молока в день или 1 тонны потратят одинаковую сумму.
Крупному производителю удобнее маркировать продукцию типографским способом. У промышленников ситуация тоже критическая, многим нужно переоборудовать все автоматические линии производства, а это очень недешево. Я выражаю большую надежду, что многие не закроются. В конце концов, маркировка не так страшна, как казалось нам в начале этого пути, но в любом случае «прелести» данного новшества ощутил на себе каждый производитель.
28.06.2021