Несмотря на все трудности 2022 года, молочный сектор России восстанавливается после стагнации.
Несмотря на то, что Россия в 2022 году также столкнулась с огромным количеством вызовов, молочный сектор восстанавливается после стагнации. Как сообщили в Национальном Союзе производителей молока (Союзмолоко), наблюдается восстановление темпов развития сырьевого сектора молочной отрасли. Рост производства товарного молока по итогам года составит 3,5% в целом по отрасли, 5% – в сельхозорганизациях. В первую очередь, этому способствовало повышение стоимости сырого молока. Цены ежемесячно обновляли исторические максимумы и в среднем на 20% превышали уровень 2021 года. Прирост цен к концу года практически компенсировал трехлетний рост операционных затрат участников отрасли.
Благодаря тому, что производителям удалось отыграть рост себестоимости молока, в этом году происходило восстановление рационов. Это повлияло на продуктивность производства - она выросла на 7% в СХО, что крайне важно и показательно после негативной динамики в большинстве субъектов РФ в 2021 году. В 2/3 регионов производство товарного молока у промышленных производителей увеличилось. По итогам года эксперты ожидают прироста в 4-5%. Снижение производства в других регионах обусловлено, прежде всего, существенным сокращением поголовья в 2021 году, когда рост себестоимости был интенсивным, и не всем предприятиям удалось без потерь пережить этот период. Дополнительный прирост обеспечивает завершение реализации ряда инвестиционных проектов и вывод на проектные мощности ранее реализованных проектов.
Если говорить о переработке молока - производстве готовой молочной продукции - наблюдается рост производства сыров, сухого молока, сливочного масла. Тенденции в потреблении молочной продукции в 2022 году смещаются в сторону более доступных категорий под влиянием снижения доходов населения на фоне роста цен и повышенных темпов инфляции. Наиболее выраженной стала тенденция замещения в рационе отдельных дорогостоящих категорий продукции (в т.ч. йогурты и товары десертной группы) более доступными, в том числе питьевым молоком. Экономия стала ключевым трендом потребительского поведения: 72% покупателей стремятся сэкономить. Промо стали вновь популярны в условиях экономии. В 2023 году низкие доходы населения и повышенная инфляция будут ограничивать платежеспособный спрос. Официальная статистика подтверждает тенденции снижения спроса в первую очередь на наиболее дорогие категории молочной продукции, при этом HoReCa поддерживает спрос на продукцию с ЗМЖ.
Сохраняется огромное количество вызовов, влияние которых на то, как индустрия будет развиваться в ближайшие годы, очень сложно оценить, подчеркивают в Союзмолоко.
Во-первых, в ближайшее время перед сектором остается задача налаживания стабильных поставок упаковочных материалов, решения трудностей в связи с ограничением в поставках оборудования и ингредиентов.
Во-вторых, ключевым вызовом для бизнеса является снижение доходов населения. Как уже говорилось, слабеет спрос на современные молочные категории - это йогурты, десерты. В то же время растет спрос на традиционные категории «молочки» - самые недорогие продукты. Именно поддержка внутреннего спроса может стать в будущем году одной из самых необходимых и самых эффективных оперативных мер для стимуляции дальнейшего развития всех секторов промышленности и сельского хозяйства. Это могут быть как адресные выплаты семьям с детьми, так и более системные формы поддержки через специальные программы поддержки незащищенных слоев граждан.
В-третьих, укрепление рубля и трудности с логистикой пока не позволяют компаниям компенсировать сокращение внутреннего спроса за счет активации поставок на внешние рынки. По итогам первых девяти месяцев текущего года экспорт вырос в деньгах примерно на 3%, но в натуральном выражении он немного сократился.
В долгосрочной перспективе у России может быть высокий потенциал в части наращивания экспорта молочной продукции. ФАО ООН опубликовало прогноз, согласно которому потребление молока и молочных продуктов будет расти динамичнее, чем спрос на другие категории продуктов. На сегодняшний день РФ поставляет молочную продукцию в 63 страны. По итогам 2021 года отечественные предприятия экспортировали продукции на более чем $450 млн.
«Мы превысили планку поставок на экспорт в миллион тонн в молочном эквиваленте, и мы видим возможности и в расширении своего присутствия как на привычных для нас рынках постсоветского пространства, так и в странах Африки, Азии, Ближнего Востока, где растет доля среднего класса», - подчеркивают в Союзмолоко.
Однако для того, чтобы быть сильным международным игроком, необходимо пережить период турбулентности. Он может вымыть с рынка слабые предприятия и привести к дальнейшей консолидации сектора, что ускорит переход отрасли на индустриальные рельсы, к промышленному типу производства ключевых продуктов питания.
Все материалы рубрики «Сельское хозяйство»
04.01.2023