Остались вопросы

Мосты России: обзор главных строек года

В этом году в регионах страны завершатся масштабные работы по строительству и реконструкции более 220 капиталоемких дорожных объектов. Среди них мосты, путепроводы, обходы городов и магистральные улицы. Расскажем о наиболее крупных инфраструктурных проектах.

 

В Красноярском крае открыли движение по Высокогорскому мосту через Енисей. Старт движению по новому мосту 31 августа дал Президент РФ Владимир Путин. Это одно из самых масштабных сооружений, построенных в регионе по национальному проекту «Безопасные качественные дороги».


Мостовой переход в районе поселка Высокогорский – самый северный мост через Енисей. С его открытием будет налажена круглогодичная связь с Северо-Енисейским районом – одним из крупнейших центров золотодобывающей промышленности в стране.


Строительство моста стартовало в 2020 году и должно было завершиться в декабре 2023 года, однако мостостроители выполнили весь объем работ досрочно. Как отметил глава региона Михаил Котюков, самое важное, что жители районов правобережья теперь будут иметь круглогодичную связь с развитой инфраструктурой, даже в период половодья и распутицы. Плюс новый автомобильный переход через Енисей обеспечит развитие малого бизнеса – предприниматели смогут оперативно переезжать с одного берега на другой, доставлять необходимые товары.



Высокогорский мост через Енисей


Стоимость строительства моста составила около 7 млрд рублей, из них 3,5 млрд – средства федерального бюджета.


Общая протяженность автомобильного перехода превышает 2 км, длина моста через Енисей – почти 1,2 км. Сооружение имеет 11 опор, часть из них возводилась с плавсредств (баржи). Мост выполнен из металла – как элементы пролетных строений, так и само полотно. По словам генерального директора АО «Мостострой-11» Николая Руссу, над созданием Высокогорского моста трудились порядка 3 тысяч специалистов.


Кроме того, выполнено строительство примыканий к автодорогам общего пользования и устройство кольцевой развязки, соединяющей автодорогу Красноярск – Енисейск с основной трассой мостового перехода на левом берегу Енисея.


Таким образом, ввод в эксплуатацию Высокогорского моста позволит многократно снизить транспортные издержки и повысить эффективность новых инвестиционных проектов, включая освоение запасов древесины и твердых полезных ископаемых, а также создание новых лесохимических предприятий на правобережье Енисея.


В Томпонском улусе Республики Саха (Якутия) после реконструкции введен в строй мост через реку Томпорук на трассе «Яна». Искусственное сооружение обеспечит бесперебойные поставки продовольственной и промышленной продукции в арктические районы республики. Мост был также сдан раньше планируемого срока.


Этим летом в Томпонском районе построили еще один мостовой переход – через реку Менкюле. Его общая протяженность вместе с подходами составляет 0,9 км. Возведение 326-метрового моста велось опережающими темпами, в итоге объект введен в эксплуатацию раньше на 4 месяца.


    

Мост в Якутии через р.Менкюле   


Как отметили в Минтрансе Якутии, в следующем году намечено привести в нормативное состояние автодорогу «Яна» на всем ее протяжении.



Мост в Якутии через реку Томпорук


В Туле запустили движение по всем 6 полосам Московского путепровода. Это один из крупнейших объектов дорожной инфраструктуры региона, по которому идут основные транспортные потоки в направлении столицы. Протяженность сооружения — 380 м. После реконструкции путепровод стало шире на 2,5 метра за счет пешеходной части и почти на 1,5 метра выше. Объект оснащен деформационными швами, которые делят его на несколько блоков, придавая сооружению упругость. Также на нем смонтирована система гидроизоляции. Реконструкция завершилась на 3 месяца раньше срока. Полностью все работы должны быть закончены к 15 декабря.


● Мост через реку Свирь в Ленинградской области


Главный дорожный объект года в Ленобласти – автомобильный мост через Свирь в Подпорожье – планируют запустить в эксплуатацию в октябре. В августе переправа, уже названная в народе «Красной стрелой», прошла испытание нагрузкой.



Мост через Свирь в Ленинградской области


Раньше Подпорожье соединялось через реку Свирь только плотиной Верхне-Свирской ГЭС, а когда она была закрыта, приходилось делать крюк более 100 км. В 2020 году начали возводить постоянный автомобильный мост через Свирь. Поскольку река эта судоходная, высота сооружения превышает 30 метров. Сверху сделаны специальные металлические фермы, которые гасят вибрацию от проезда машин. Проект был рассчитан на шесть лет, но мостостроители справились за три года.


● Мост через реку Волхов в Киришах


Еще один мост-гигант строят в Ленобласти. Он заменит прежний мост, который появился во время комсомольских строек 1960-х. Общий вес каркаса превышает 2 тысячи тонн, его длина — 437 метров, ширина — 13 метров. В сентябре мост через реку Волхов в Киришах и подходы с обоих берегов заасфальтировали, применив особо прочный материал с учетом интенсивного движения. Подрядчик ведет работы ускоренными темпами, открыть переправу должны в следующем году.



Мост через реку Волхов в Киришах

 

● Мосты через Волгу и Тверцу на Северном обходе Твери


Первая очередь Северного обхода Твери должна быть запущена в декабре 2023 года. Этот объект станет фактическим завершением формирования федеральной трассы М-11 «Нева» и позволит напрямую, без пересечений с другими трассами в одном уровне, соединить Москву и Санкт-Петербург. Время в пути между двумя городами сократится с 6 до 5 часов.


Самые технологически сложные участки трассы – мосты через Волгу и Тверцу. Общая длина моста через Волгу – 738 метров, высота над уровнем реки 16,5 метра, сооружение имеет 10 опор. Мост будет защищен от ветровой нагрузки аэродинамическими дефлекторами, оборудован судовой сигнализацией и системами геотехнического мониторинга.


По данным INFOLine, лидером по количеству проектов в мостостроении являются Центральный и Приволжский округа (14 и 13 объектов соответственно), на третьем месте – СЗФО с 10 проектами. В то же время по объему инвестиций в строительство мостов лидирует ПФО (241,6 млрд рублей), за ним следует ДВФО, где реализуется всего 4 проекта на сумму 145,8 млрд рублей. Далее идут ЦФО (102,3 млрд рублей), СЗФО (78,2 млрд рублей), СФО (73,8 млрд рублей) и УФО (71, 5 млрд).  

 

Мост через Тверцу – втрое короче, его протяженность с подходами составит 214 метров. На строительстве обоих мостов применяют российские материалы и технологии. К примеру, металлический пролет моста через Тверцу сделали из атмосферостойкой стали. Элементы из такого сплава не нуждаются в покраске, так как на поверхности деталей образуется плотная оксидная пленка – за счет этого они служат в 4–8 раз дольше обычных.

Сегодня на Северном обходе ежедневно трудятся почти две тысячи человек, завершить строительство полностью рассчитывают в 2024 году.


● Мост через Оку во Владимирской области


Вантовый мост в районе города Мурома, который открыли 8 сентября – жемчужина новой скоростной трассы М-12 «Восток». Чтобы построить его всего за 30 месяцев, рабочие трудились в круглосуточном режиме. Длина уникального сооружения – почти 1400 м, и это первый мост, где была применена отечественная вантовая система.


При сооружении четвертого пилона русловой опоры строителям пришлось прибегнуть к нестандартным решениям. Эта часть стояла на критическом пути. Впервые в истории отечественного мостостроения был использован метод непрерывного бетонирования с помощью скользящей опалубки. Этот способ позволил почти вдвое сократить сроки строительства опоры и в целом мостового перехода.


● Мост через Волгу, южный обход Казани


До конца текущего года должно открыться движение по скоростной платной федеральной автодороге М-12 «Восток» на участке от Москвы до Казани. Это позволит почти вдвое сократить время в пути между столицами России и Татарстана.


Мост через Волгу в районе Казани – самое протяженное искусственное сооружение на трассе М-12. Его общая длина составляет 3362 метра. Как сообщили в госкомпании «Автодор», строительство опор и проведение работ с металлическими пролетными строениями закончилось на месяц раньше ожидаемого срока, асфальтобетонное покрытие должны уложить к концу октября.



Мост через Волгу в районе Казани


● Мост через Зею в Благовещенске


Готовится к открытию новый мост через реку Зею – главный дорожный объект года в Приамурье. Объект успешно прошел испытания и получил паспорт готовности к вводу в эксплуатацию. По плану его должны были закончить только к ноябрю 2024 года, но подрядчик справился со своей задачей с опережением на год.


Новый Зейский мост является одним из крупнейших инфраструктурных проектов в Амурской области за последние десятилетия. Его длина превышает 10 км, из них мостовая часть – 1,9 км. Реализация проекта позволит разгрузить существующую переправу через Зею на 40–60 %.



Мост через Зею в Благовещенске


***

Всего в 2023 году в России планируется построить и реконструировать около 200 мостовых сооружений, путепроводов и транспортных развязок. По данным INFOLine, в ближайшие три года намечено инвестировать в капитальный ремонт и возведение новых искусственных сооружений более 720 млрд рублей. В том числе наиболее крупными проектами являются:


- Ленский мост в Якутии


По заключению Главгосэкспертизы, стоимость строительства моста не превысит 130 млрд рублей. Об этом сообщил РИА «Новости» глава Якутии Айсен Николаев на полях ВЭФ-2023.


Он подчеркнул, что Ленский мост нужен всей стране, а не только Якутии. «От его появления зависит развитие Якутии, а также Магаданской области, связи с Иркутской областью. С точки зрения транспортной логистики с выходом на восток, поскольку у нас неразвитая транспортная система, мешает прохождению грузов с запада на восток. И появление этого моста – вопрос российского масштаба. Поэтому по финансированию мы будем дальше работать», – заявил Николаев.


Начало строительства моста через реку Лену в районе Якутска намечено на 2024 год, завершение работ – на 2028 год. Ленский мост в перспективе обеспечит круглосуточным транспортным сообщением более 80 % населения республики. Его протяженность составит более трех километров.


- Мост через реку Обь в районе Сургута


Строительство грандиозного объекта стартовало в июле 2022 года. Длина второго моста через Обь составит 1,76 км, а инвестиции превышают 60 млрд рублей. Ввод в эксплуатацию нового моста позволит перераспределить транспортные потоки, разгрузив действующий мост через Обь в Сургутском районе, работающий в режиме трехкратной перегрузки, создаст альтернативное направление для круглосуточного пропуска тяжеловесных транспортных средств.


Проект имеет общегосударственное, стратегически важное значение для обеспечения транспортной доступности крупнейших в мире районов по добыче углеводородного сырья с регионами России и другими странами. Планируемый срок завершения строительства Сургутского моста – 2026 год.


- Мост через Обь в Новосибирске


Четвертый мост через реку Обь в Новосибирске – еще одна масштабная инфраструктурная стройка. В августе строители завершили один из важнейших этапов – монтаж вантовой системы. Сдать мост планируют до конца года.


Новый объект соединит Ипподромскую магистраль – одну из главных транспортных артерий города на правом берегу Оби — с площадью Труда на левом. Объект включает сложнейший в Европе комплекс транспортных развязок на обоих берегах: 25 съездов, 7 эстакад. Длина моста – 1,55 км, протяженность вантового участка – 380 м.


Сооружение возводят в рамках концессионного соглашения между региональным правительством и группой ВИС. Работы обойдутся в 43,5 млрд рублей, а проезд по новому мосту будет платным.


 



Все материалы рубрики «Строительство» 








26.10.2023

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости