Остались вопросы

Европа строит терминалы СПГ, закрывая себе путь к нулевым выбросам

ЕС столкнулась с проблемой – как совместить быстрый отказ от российского топлива с долгосрочными климатическими планами.


Европейская комиссия 18 мая обнародовала план борьбы с зависимостью от российского ископаемого топлива REPowerEU. При этом президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен столкнулась с проблемой: как совместить краткосрочные решения, позволяющие быстро отказаться от импорта российской нефти, угля и газа, с долгосрочными климатическими целями ЕС по достижению чистого нуля. Пока путь к обеим целям выглядит сомнительным.


Г-жа фон дер Ляйен заявила о выделении на программу REPowerEU 300 млрд евро, из которых до 75 млрд будет доступно в виде грантов, а остальная часть будет оформлена в качестве кредитов. Эти кредиты будут поступать из Фонда восстановления и устойчивости, созданного в ответ на пандемию Covid-19. При этом 95% из 300 млрд евро будет направлено на «чистую энергию», пообещала глава ЕС.


Однако объявленные первоначальные инвестиции разочаровали сторонников чистого нуля. Сразу же 2 млрд евро будут выделены на расширение нефтяных портовых мощностей и на строительство и расширение трубопроводов к местам потребления. Многие интерпретируют это как уступка Венгрии, которая блокирует предложение Комиссии о запрете импорта российской нефти, пока не появится инфраструктуру для альтернативных поставок.


Еще 10 млрд евро будут немедленно выделены для строительства терминалов СПГ и новой газовой инфраструктуры.


Расходы же на возобновляемые источники энергии и повышение энергоэффективности прописаны туманно как нечто не очень срочное.


Гранты в размере 75 млрд евро будут поступать из фонда регионального развития стран и сельскохозяйственных ассигнований, а также от поступлений от продажи дополнительных разрешений на выбросы CO2 в Системе торговли выбросами ЕС (ETS). Ряд стран, включая Австрию, Данию, Финляндию, Германию, Ирландию, Люксембург и Нидерланды, возражают против такого подхода, который, по их мнению, отрицательно скажется на климатических целях ЕС. Зеленые не хотят, чтобы средства от ETS направлялись на финансирование инфраструктуры ископаемого топлива.


Существует глубокий принципиальный раскол между странами ЕС. Одни считают, что основное внимание должно быть сосредоточено на отказе ЕС от всех видов ископаемого топлива, в основном, на западе континента, а другие, что главное – отказ от российского ископаемого топлива стран, в основном, на востоке Европы.


В числе первых канцлер Германии Олаф Шольц, который заявил 19 мая немецкому парламенту: «Единственный разумный ответ на текущие проблемы на энергетическом рынке в среднесрочной и долгосрочной перспективе — сделать себя независимыми от ископаемой энергии».


Вторую позицию поддерживает вице-президента Еврокомиссии Франс Тиммерманс, который отвечает за «Зеленую сделку» ЕС, включая ее чистый ноль к 2050 году. Когда его спросили о «шизофреническом» аспекте предложений по направлению средств на проекты ископаемого топлива, он ответил: «У нас нет другого выбора, кроме как искать альтернативы [ископаемому топливу] в краткосрочной перспективе». «[Нам нужно] убедиться, что мы не создаем застрявшие активы, потому что это было бы пустой тратой денег налогоплательщиков, — добавил он. – Газ – это то, что вы можете подготовить как инфраструктуру для других газов, таких как зеленый водород или аммиак. Таким образом, инвестиции, которые нам нужно сделать для ископаемого топлива сейчас, не будут потеряны, потому что они уже доступны для декарбонизированных или безуглеродных энергоносителей будущего».


Однако климатические активисты скептически относятся к аргументам Тиммерманса. Они сомневаются, что аварийное строительство регазификационных мощностей необходимо и может помочь в краткосрочной перспективе, потому что для строительства такого терминала требуется несколько лет. Недавний анализ, проведенный четырьмя аналитическими центрами – Ember, E3G, RAP и Bellona – показал, что ЕС имеет возможность прекратить импорт всего российского газа к 2025 году без создания новой инфраструктуры импорта газа, на два года раньше провозглашенной ЕК цели – 2027 года. Через существующую инфраструктуру Европа может дополнительно получать 51 млрд кубометров нероссийского газа, а остальные 101 млрд кубометров можно заменить за счет ВИЭ и повышения энергоэффективности.


01.png

В предложенном ЕК пакете мер предусматривается повышение целевых показателей ЕС по доле ВИЭ с 40% до 45% к 2030 году и повышение энергоэффективности с 9% до 13%. 


02.png

В пакете также содержатся предложения по росту солнечной энергетики, что дало основание отраслевой ассоциации Solar Heat Europe заявить, что к 2030 году ее доля вырастет в три раза.


Логично, что главная забота лидеров ЕС на данный момент заключается в том, чтобы люди не замерзли до смерти предстоящей зимой, пишут европейские аналитики. Тем не менее, реальность такова, что гигантские инфраструктурные проекты, приоритетные для REPowerEU, не могут предоставить альтернативу российским энергоносителям достаточно быстро.


Большинство экспортных терминалов США и импортных терминалов ЕС уже работают на максимальной мощности, а те, которые не работают, не имеют трубопроводной инфраструктуры, чтобы доставить газ туда, куда он должен идти. Испания, которая на сегодняшний день построила большинство импортных терминалов СПГ, не имеет трубопроводных соединений с остальной Европой. Только десять из 27 государств-членов ЕС плюс Великобритания, импортируют СПГ, и на три из них приходится две трети этого импорта (Испания 25%, Франция 21%, Великобритания 18%). Германия, которая имеет самую острую потребность в СПГ — российский газ составил 65% ее импорта газа в 2020 году — не имеет терминалов СПГ. 


03.png

Чтобы решить проблему зависимости от российского газа Германия обязалась зафрахтовать у компании Dynagas два плавучих хранилища с регазификационными установками (Floating Storage and Regasification Units, FSRU), которые будут эксплуатироваться коммунальным предприятием Uniper, и заключить еще две 10-летние сделки по аренде с норвежским судовым оператором Hoegh LNG, эти суда будут эксплуатироваться RWE – конкурентом Uniper.


Правительство выделило 2,94 миллиарда евро для аренды четырех FSRU и планирует в ближайшее время принять законодательные акты, необходимые для строительства необходимой газовой инфраструктуры.


Первое судно FSRU будет базироваться в порту Вильгельмсхафена (база немецких ВМС), его мощность составит 7,5 млрд кубометров в год, что эквивалентно 8,5% от общего спроса на газ в Германии. Остальные три будут иметь мощность не менее 5 млрд кубометров. Итоговые 22,5 млрд кубометров составят около 45% от объема газа, который Германия импортировала из России в 2021 году.


В Германии обсуждаются проекты строительства четырех стационарных терминалов по приему СПГ, но, как отмечает Саймон Декейрел, аналитик по климату и энергетике в Центре европейской политики, аналитическом центре в Брюсселе, чтобы построить большой импортный терминал СПГ требуется около пяти лет, а строительство трубопроводов, соединяющих этот терминал с газовой сетью, занимает еще несколько лет – далеко за пределами краткосрочных планов замены импорта российского газа.


Зеленые резко критикуют политику Берлина. «Использование СПГ противоречит цели правительства по климатической нейтральности», — заявил управляющий директор немецкого подразделения «Друзей Земли» (BUND) Антье фон Брок.


Эстер Боллендорф, старший координатор газовой политики в неправительственной организации Climate Action Network Europe, говорит, что существует реальная опасность запереть ископаемый газ в энергетической системе ЕС на десятилетия. «Каждый цент, будь то государственный или частный, который инвестируется в газовую инфраструктуру, не будет инвестироваться в энергосбережение и возобновляемые источники энергии, – говорит Эстер. – Строительство новой инфраструктуры СПГ занимает не менее двух-трех лет, и со временем окупаемости от 30 до 40 лет вы, очевидно, идете к сценарию блокировки и застревания активов».


Опасения, что потраченные на СПГ-терминалы деньги европейцев будут выброшены зря, реальны, если сравнить количество действующих и строящихся терминалов в Европе и Азии. В разных регионах Азии действует 107 терминалов, строится 45 терминалов и обсуждается строительство 115 терминалов, а в Европе действует 27 терминалов, строится 5 и обсуждается строительство 37. Европа неизбежно останется второстепенным рынком для мировых производителей СПГ.


04.png

Bloomberg уже предупредил, что план Европы сократить импорт трубопроводного российского газа на две трети к концу года и заменить его СПГ из США и Африки резко обостряет конкуренцию за топливо и может привести к серьезному дефициту СПГ. «В глобальном газовом комплексе нет избыточных мощностей, в результате чего Европа и Азия находятся в состоянии перетягивания каната за имеющиеся запасы», – указал в публикации агентства Майкл Стоппард, руководитель отдела глобальной газовой стратегии и специальный советник S&P Global Commodity Insights.


Решить судьбу инициатив Еврокомиссии и предлагаемых расходов должны Европейский парламент и национальные правительства, причем в самом ближайшем будущем, так как цены на электроэнергию растут очень быстро. В Германии цена годовых контрактов на поставку электроэнергии уже перевалила за 250 евро.


05.png


Материал подготовлен Институтом развития технологий ТЭК.




Все материалы рубрики «Нефть и газ»


01.06.2022




Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости