Остались вопросы

Александр Романов: «Из-за сверхприбылей металлургам придется больше делиться с государством»

Александр Романов, президент Российского союза поставщиков металлопродукции


Новости на рынке металлов в последнее время напоминают военные сводки. С IV квартала 2020 года начался беспрецедентный рост мировых цен на сырье и металлопродукцию, вызвав ударные темпы инфляции в России. Своим видением данной ситуации и возможных последствий для нефтегазового комплекса поделился президент Российского союза поставщиков металлопродукции (РСПМ) Александр Романов.

Главное негативное последствие для металлургической отрасли – в том, что она своими сверхприбылями привлекла к себе не совсем благожелательное внимание властей. Вполне вероятно, что металлургам отныне придется больше делиться с государством. Не исключено повышение для них НДПИ и продление экспортных пошлин.

Резкий рост цен на металл привел к увеличению стоимости строительства, в результате чего многие подрядчики не смогли выполнить взятые на себя обязательства по госконтрактам. Что будет с ценами дальше и как это скажется на реализации проектов в нефтегазовом комплексе? 


Цены на металл на российском и мировом рынке (за исключением США) к началу августа уже прошли пик своего подъема. Подорожание привело к сужению спроса, который, наконец, оказался более или менее сбалансированным с предложением.


В ближайшие месяцы стоимость стальной продукции в России, скорее всего, немного понизится. Существенного спада при этом не будет, так как его пока не ожидается на мировом рынке, на который всегда ориентируются отечественные металлургические компании.


Дороговизна стальной продукции и металлургического сырья (железная руда, коксующийся уголь, металлолом, ферросплавы) за рубежом, в свою очередь, обусловлена искусственным увеличением спроса. Правительства западных (прежде всего) стран в условиях эпидемии коронавируса и карантинных ограничений поддерживают свою экономику с помощью денежных выплат и компенсаций, которые финансируются фактически за счет эмиссии. Это мощный инфляционный фактор. Пока такая политика будет продолжаться, цены на металл и другие ресурсы будут оставаться высокими.


Безусловно, почти двукратное подорожание стальной продукции строительного назначения с октября 2020 года стало серьезной проблемой для строительной отрасли. Однако шок, вызванный этим подъемом цен, уже пережит. Тем более что государство оказывает строителям поддержку, сметы по госконтрактам пересматриваются, а строительные проекты реализуются.


Для нефтегазового комплекса ситуация облегчается тем, что одновременно с металлом происходило повышение цен на нефть и газ. В частности, нефть в начале августа стоила примерно в 1,8 раза больше, чем в начале октября 2020 г., природный газ на европейском рынке и мировом рынке сжиженного природного газа находится на многолетних максимумах. Это, конечно, должно сгладить для нефтегазовых компаний эффект от подорожания металлопродукции. Так что проекты в нефтегазовом комплексе должны реализовываться в обычном режиме (насколько это зависит от поставщиков металлопродукции).


С 1 августа введены экспортные пошлины на российскую металлопродукцию: как этот шаг скажется на поставщиках?

 

Конечно, экспортеры металлопродукции потеряют значительную часть прибыли за те пять месяцев, пока будут действовать пошлины. Сильнее всего они ударят по поставщикам товарной заготовки, так как минимальная ставка ($115 за тонну) при нынешних ценах – это больше, чем 15 %. Впрочем, не исключено, что этот показатель в дальнейшем будет скорректирован.


В целом для металлургических компаний должна повыситься привлекательность внутренних продаж по сравнению с экспортными. Ожидается, что за счет этого возрастет объем предложения стальной продукции в России, а цены на нее понизятся. Кстати, в последние месяцы прокат на российском рынке стоил значительно дороже, чем на экспорте.


Финансовое положение металлургов в августе-декабре несколько ухудшится. Но в первые семь месяцев 2021 года они получали очень высокие прибыли благодаря подъему цен на прокат. Поэтому по итогам всего текущего года они останутся в большом плюсе.


Вообще, самое интересное – это, что будет в 2022 году. Будет ли продлено действие экспортных пошлин и в каком виде? Нынешняя система весьма грубая, тогда как, например, на рынке зерновых действует гибкий демпфирующий механизм переменных экспортных тарифов, который помогает держать российские цены ниже мировых.


Скачок цен, экспортные ограничения и другие события 2021 года – какими могут стать отдаленные негативные последствия для отрасли и можно ли их избежать?


Скачок цен, так или иначе, привел к некоторому сужению российского рынка. Из-за дороговизны металла одни его потребители сократили закупки, а некоторым вообще пришлось приостановить или прекратить свою деятельность. Впрочем, если экономика будет расти, а цены продолжат снижение, спрос на прокат постепенно восстановится.


Пожалуй, основным негативным последствием для металлургической отрасли будет то, что она своими сверхприбылями в первой половине 2021 г. привлекла к себе не совсем благожелательное внимание правительства. Вполне вероятно, что металлургам отныне придется больше делиться с государством. В частности, ставится вопрос о повышении для них НДПИ. Не исключено, что будет продлено действие экспортных пошлин.


Избежать этого сценария, вероятно, можно будет только в случае резкого и внезапного ценового спада на мировом рынке стали. Но вряд ли этот вариант сильно понравился бы металлургам.






Журнал «НГС (Нефть и Газ Сибири)» № 3(44) 2021 г.

 

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости