Остались вопросы

Поголовное сокращение: почему Сибирь теряет животноводство?

Игорь ЕЛИСЕЕНКО.jpg


Игорь ЕЛИСЕЕНКО, председатель правления «Союзмолоко. Сибирь»


Долгое время в молочном животноводстве делалась ставка на увеличение продуктивности. В Новосибирской области за последний год она выросла на 6 %. Но это происходит за счет узкого круга предприятий, где надои достигают 7–8 тыс. литров молока и более. Чтобы получить такие надои, нужно серьезно вкладываться в рацион животных – покупать дорогостоящие белковые корма, жмыхи, шроты, которые сегодня подорожали в 1,5–2 раза. В то же время цена на сырое молоко не растет. Поэтому рентабельность высокопродуктивных хозяйств падает. 


Неудивительно, что фермеры не хотят идти в животноводство, а поголовье молочного стада в регионах Сибири неуклонно сокращается.  Отрасль держится за счет проектов, начатых 1–2 года назад, а новые не торопятся запускать. Так, «Эко-Нива» остановила возведение животноводческих комплексов на Алтае, остается замороженным и строительство молочного завода в Новосибирской области. Этот бизнес – сложный, с длительной окупаемостью. И если государство не примет серьезных мер стимулирования (поддержка техперевооружения и закупки скота, увеличение субсидий на литр сданного на переработку молока), мы не избежим серьезного кризиса в животноводстве.  


Однако сейчас эта сфера государству не так интересна, как растениеводство, которое помогает наполнять бюджет за счет экспорта зерновых. Власти видят, что полки в магазинах ломятся от многообразия молочной продукции, никакого дефицита нет. Серьезную долю рынка «закрывают» белорусские производители. Плюс к тому набирают популярность так называемые «молочные альтернативы» – продукты с растительными жирами. И вроде в плане обеспечения молоком у нас все в порядке…


Но ведь спад в животноводстве ведет к разорению деревень и оттоку сельского населения.  Люди уезжают, потому что на селе нет работы. Они и хотели бы заниматься молоком, но, чтобы это было эффективно, нужно перевооружать фермы, переходить на высокотехнологичные системы содержания и доения. Селян уже не привлекает тяжелый физический низкоквалифицированный труд, доярку днем с огнем не найдешь! Молодежи интересно современное автоматизированное производство, а оно требует крупных финансовых вложений, которых крестьянам «не потянуть» без господдержки.


Как следствие – переработка молока также находится в стагнации. Показательный пример – шаги транснациональных компаний, делающих ставку на выпуск напитков и снеков.  Например, «ПепсиКо» в прошлом году закончило модернизацию молочного завода в Новосибирске, вложив $2,5 млн в переоборудование линий  розлива молока на производство соков.


К сожалению, культура питания россиян радикально меняется. Новое поколение переходит на фастфуд, продукты быстрого приготовления. Это касается не только молочной, но и мясной индустрии, где производители также стремятся удешевить свой продукт. Понятно, что это связано с низкой платежеспособностью населения, которое в первую очередь смотрит на цену. Но все-таки было бы правильнее государству вкладываться в развитие сельского хозяйства, модернизацию ферм, а не в поддержку инвестпроектов транснациональных компаний, навязывающих нам свою культуру питания.  Думаю, вред для здоровья нации при таком подходе гораздо выше, чем польза от создания новых рабочих мест на чипсовых заводах.






24.09.2021

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости