Остались вопросы

Госконтракты переходят в «цифру»: плюсы, минусы, риски


Юрий Лавров, кандидат юридических наук, председатель совета по государственным, муниципальным и коммерческим закупкам при ТПП Омской области

   

В следующем году заказчики по 44-ФЗ обязаны перейти на цифровые контракты. Какие риски возникают у участников процесса закупок и на чем сфокусировать внимание, чтобы избежать проблем?

 

С 1 апреля 2024 г. заказчики по закону о контрактной системе № 44-ФЗ будут обязаны заключать цифровые[1] контракты. При этом с 1 октября 2023 г. заказчики уже могут пользоваться таким функционалом Единой информационной системы закупок (ЕИС) в качестве права, а не обязанности[2].


С самого начала реализации контрактной системы закупок в 2014 г. наиболее явным ее трендом стала цифровизация планирования и проведения процедур закупок, исполнения контрактов и контроля за ними. Другим направлением реформы госзакупок можно назвать максимальную автоматизацию всех процессов на фоне минимизации участия человека в контрактной системе закупок.


За последнее десятилетие мы видели переход почти всех процедур закупок исключительно в электронную форму, создание функционала электронной подачи жалоб, появление структурированных описания объекта закупки и заявки на закупку участника. В общем и в целом такие изменения выглядят позитивными, т. к. упрощают задачи обеим сторонам (заказчику и участнику) закупочного процесса, снижают влияние человеческого фактора, сокращают коррупционные риски, увеличивают степень прозрачности проведения закупок. Вероятно, именно аспект цифровизации госзаказа демонстрирует нам недостаточный фокус государственной политики на вопросах развития кадрового потенциала специалистов по закупкам и оплаты их труда. Тем не менее контрактная система за последние годы заметно выросла, практика отшлифовала многие нормы закона о контрактной системе № 44-ФЗ, ряд из которых был отменен ввиду своей рудиментарности.


Оцифровка процессов, в т. ч. и за пределами контрактной системы закупок, – есть безусловное благо. Замечательно, что в наше время нет надобности отстаивать долгие очереди в Росреестре, собирать кипу бумаг для регистрации юридического лица, упаковывать заявку из 100 листов на закупку в виде конкурса и везти ее в другой регион. Госуслуги, МФЦ, отчасти и ЕИС – стали словами-символами простоты и эффективности.


Приступая к работе с цифровым контрактом, важно понимать ряд особенностей системы госзакупок и быть готовыми к пересмотру привычных форматов работы на данном рынке. Попробуем спрогнозировать некоторые риски, которые важно избежать, будучи вооруженными познаниями о таковых.


1. Цифровой контракт предполагает его формирование и заключение на основе данных структурированного типа – из извещения и заявки участника. Здесь, увы, не избежать человеческого фактора. Неточность в заявке на закупку, ошибка в любых данных извещения (коих очень много и «тянутся» они из этапов планирования и проведения закупки) создадут серьезный диссонанс, который в дальнейшем будет необходимо компенсировать – например, внесением изменений в заключенный контракт. Если учесть, что нормы закона о контрактной системе № 44-ФЗ очень консервативны в вопросах изменения контракта, могут возникнуть сложности.


2. Несколько другой аспект проблемы лежит в компетентности специалистов, сопровождающих закупки, особенно в отдаленных районах субъектов нашей страны, где зачастую имеется серьезный кадровый голод. Попросту говоря, переход к цифровому контракту может быть обусловлен недостаточностью познаний некоторых работников закупочной отрасли. Да, говорить о том, что какая-то реформа имеет мало перспектив лишь потому, что сотрудник заказчика или участника не обладает должной квалификацией, некорректно. Однако кадровая проблема в контрактной системе закупок общеизвестна и в вопросах цифрового контракта может показать множество недоработок.


3. ЕИС – средоточие многих субъектов, задействованных в публичных закупках, а также информационных полей и баз данных. От плана-графика закупки, через проведение процедур, к исполнению контракта и контролю – все это выглядит крайне бюрократичным, несмотря на электронный формат реализации. Суть в том, что такое количество обязательных полей о финансировании закупки, технических требованиях к результатам исполнения контракта и др. данных где-то обязательно даст сбой при подготовке. Отсюда и сам контракт приобретет неадекватную нормам ГК РФ и самого закона № 44-ФЗ форму.


В качестве итога хочется отметить, что цифровой контракт – это неизбежность в современном электронном и прозрачном мире взаимодействия государства и бизнеса. Также цифровой контракт можно считать благом, хоть и не безусловным. Для того, чтобы избежать проблем при заключении и исполнении таких контрактов, заказчикам и участникам закупок важно проявлять внимательность, особенно на первых порах работы с цифровым контрактом. Важно сфокусировать внимание законодателя и органов-регуляторов на вопросе упрощения ЕИС и технических доработок ее функционала.




[1] Точнее такой контракт будет назвать структурированным, однако для простоты изложения и распространенности термина будем именовать его цифровым.


[2] Соответствующая информация размещена на сайте ЕИС по ссылке https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.html?newsId=33813.





Все материалы рубрики «Строительство» 





19.11.2023

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости