Остались вопросы

«Из-за сезонных ограничений на автодорогах перевозка цемента подорожает на 30%»


Дарья Мартынкина, исполнительный директор НО «СОЮЗЦЕМЕНТ»


Сегодня автомобильный транспорт является основным средством доставки цемента потребителям. Доля продукции, перевозимой таким способом, в 2022 году выросла до 59% и составила 36,4 миллиона тонн. Этой весной российские производители цемента столкнулись с ограничениями транспортировки грузов и предупредили о рисках сложившейся ситуации.


- Для обеспечения потребителей цементной продукцией производители используют разные виды доставки. Основной объем перевозится автотранспортом и ж/д, на долю водных видов транспорта приходится менее 1%.


Планируемый объем перевозок распределяется в соответствии с экономической целесообразностью и возможностями клиентов по приему груза. Ориентировочное распределение перевозок между авто и ж/д - в равных долях. Перевести всех клиентов на поставки ж/д транспортом невозможно, так как у большинства отсутствуют подъездные пути и другая инфраструктура для приема груза по железной дороге.


Для короткого плеча доставки (расстояние до 500 км) стоимость автомобильной доставки дешевле ж/д доставки. На более длинное плечо автоперевозка дороже. Но при доставке автотранспортом имеется существенное преимущество: быстрее и точно в необходимый срок. Также не везде имеются ж/д пути, и придется лишний раз перегружать товар с вагонов на автотранспорт. «Последняя миля» доставки автотранспортом также попадет под весовые ограничения.


В период сезонных ограничений на автодорогах потребность в транспорте увеличивается в два раза. Но так как в относительно короткий период времени (месяц) найти дополнительных перевозчиков в большом объеме затруднительно, товарооборот снижается на 20%. Стоимость перевозки цемента увеличивается на 30%.


Весной с началом строительного сезона объемы потребления цемента увеличиваются. При этом в связи с сезонными ограничениями на автодорогах растет риск срыва поставок. Однако производители делают все возможное, чтобы отгружать потребителям базовый строительный материал в полном объеме и точно в срок.


НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» направил письмо в Минпромторг России с просьбой обратиться в Минтранс России, органы власти субъектов Российской Федерации с напоминанием о необходимости принятия ими обоснованных решений о введении сезонных ограничений движения по автомобильным дорогам в весенний период. Союз производителей цемента просит также поручить организовать соответствующую проверку с докладом в Минтранс России и Минпромторг России.


Дело в том, что в 2018 г. Минтранс принял решение полностью отменить данные ограничения для дорог федерального значения. Таким образом, в настоящее время регионы самостоятельно формируют графики и параметры ограничений и опубликовывают в официальных источниках региона за несколько недель (или даже дней) до введения ограничений. Во всех регионах сроки ограничений, а также их параметры (допустимая масса, осевые нагрузки, номенклатура не попадающих под ограничения грузов) различаются.


Кроме того, рядом субъектов Российской Федерации решения принимаются не индивидуально по каждому дорожному объекту, а списком и без учета рекомендаций Минтранса России. Это прослеживается в результате анализа уже принятых решений об ограничениях движения, где ограничения вводятся по территориям, а не по конкретным дорожным объектам или их участкам. Вызывает вопрос то, как проводятся и документируются измерения фактической температуры, глубина промерзания грунта, величины прогибов дорожного полотна при принятии решений по конкретным дорожным объектам.


Региональные ограничения содержат ряд исключений, но цементники под них не подпадают – обычно ограничения не распространяются на перевозки пищевых продуктов, животных, лекарственных препаратов, топлива и ГСМ, семенного фонда, удобрений, почты и почтовых грузов, коммунальных отходов, а также международные перевозки грузов. В указанных случаях не ясно, чем перевозка цемента на федеральную стройку по степени важности отличается от перевозки нескоропортящихся продуктов, смазочных средств или международных коммерческих перевозок.


Решить проблему сезонных ограничений на автодорогах можно путем строительства большего количества цементобетонных дорог. Так, при использовании дорожного цементобетона, применяемого для укрепления грунтов и обустройства верхних слоев, можно строить износостойкие и долговечные дороги, которые будут выдерживать грузовые автомобили любой массы и не потребуют каких-либо ограничений. Пропускная способность дорожной сети вырастет и за счет увеличения межремонтного периода: при тщательном соблюдении технологии на всех этапах строительства и эксплуатации – от подбора смеси до ухода за уложенным покрытием – текущий ремонт необходим цементобетонной дороге лишь раз в 12 лет, а полная смена покрытия будет нужна только через 30 лет.


Сегодня цементная отрасль способна в полной мере обеспечить страну высококачественными дорожными цементами, отвечающими требованиям соответствующих ГОСТов и адресных рецептур. Такие стройматериалы уже сертифицированы многими отечественными предприятиями, при грамотном долгосрочном планировании дорожных работ заводы смогут гарантировать своевременность поставок и стабильно высокое качество цемента.


Пока фактическая доля ввода цементобетонных трасс в эксплуатацию в общем объеме строительства автодорог существенно отстает от целевых показателей, обозначенных в «Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года». Согласно документу, за 2016–2022 гг. в России должно быть построено 2 369 км цементобетонных дорог. Реальный результат, достигнутый за данный период, – 100,6 км.




Все материалы рубрики «Строительство» 






22.04.2023

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости