Остались вопросы

Производить электромобили, водород и синтетическое топливо становится все труднее

Директор испанской Repsol Эмилиано Лопес Ачура заявил крамольную для зеленых истину: «Вопросы энергетики — это не идеологические вопросы в демагогическом смысле, а, скорее, вопросы технологической и промышленной материальности и стабильного баланса различных функций, которые дает нам природа».

 

Потребители не спешат покупать электромобили


Согласно отчету консультанта автомобильной промышленности JATO Dynamics, китайские производители электромобилей опережают своих западных коллег в способности производить автомобили по конкурентоспособным ценам. По данным компании, средняя розничная цена электромобиля, доступного в Китае, сейчас составляет менее половины цены, наблюдаемой как в Европе, так и в США. В первой половине 2023 года электромобиль стоил $33 тыс. в Китае, 66,864 тыс. евро в Европе и $72,0 тыс. в США.


Потребителям пришлось бы потратить на 18,285 евро и 25,800 долларов больше, чем на дешевый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, чтобы купить электромобиль в Европе и США соответственно. Для сравнения, в Китае самый дешевый электромобиль стоит на 8% дешевле, чем самый дешевый эквивалент авто с ДВС.


После того, как американский профсоюз работников автомобильной промышленности United Auto Workers практически победил в результате забастовки работодателей, большая тройка автопроизводителей все чаще говорит о том, что они не могут позволить себе революцию в области электромобилей. Расходы на заработную плату у Ford, Stellantis и General Motors за 4,5 года сделки с профсоюзами вырастут примерно на 30%.


Tesla в третьем квартале произвела более 430 тыс. авто, нарастив производство на 18%. Выручка за отчётный период составила $23,35 млрд, что на 9% больше результата годичной давности. Однако операционная прибыль составила всего $1,8 млрд, а чистая прибыль была равной $1,85 млрд, что, соответственно, на 52% и 44% меньше результатов прошлого года. Рентабельность составила 7,6% против 17,2% годом ранее, что обусловлено, в том числе, активным снижением цен на продукцию. При доходности трежерис в 4,95% (данные на 1 ноября) заниматься производством за 7,6% − все равно, что заниматься благотворительностью, вот акции Tesla за квартал и упали с $255 до $197, и компания приостановила планы по строительству нового завода в Мексике.


Ford отметил в своем отчете о прибылях за третий квартал, что его подразделение электромобилей зафиксировало квартальный убыток до вычета процентов и налогов (EBIT) в размере $1,33 млрд − после убытка в размере $1,08 млрд в предыдущем квартале. За три квартала Ford потерял на электромобилях $3,1 млрд и заявил, что за год потеряет в общей сложности $4 млрд.


Компания добавила, что сокращает производство своего Mustang Mach-E, одновременно снижая запланированные инвестиции в сегмент электромобилей примерно на $12 млрд, включая задержку строительства второго завода по производству аккумуляторов в Кентукки. Потери Ford на каждом электромобиле оцениваются от $40 до $60 тыс.


Квартальная прибыль General Motors сократилась примерно на $1,5 млрд из-за более высоких затрат и влияния продаж большего количества электромобилей, хотя она не компенсирует убытки своего подразделения электромобилей так, как это делает Ford.


Финансовый директор GM Пол Джейкобсон заявил, что компания откажется от промежуточной цели по производству 400 тыс. электромобилей с 2022 по середину 2024 года, вместо этого сосредоточившись на цели "довести производство до 1 миллиона электромобилей к концу 2025 года наряду с достижением наших целевых показателей маржи".


General Motors объявила о задержке на «несколько месяцев» производства своей грядущей линейки электромобилей, включая электромобили Chevy Equinox и Silverado EV, а также премиального пикапа Sierra Denali EV.


Почти все современные электромобили продаются по сниженной цене, и вдобавок ко всему, некоторые электромобили получают от производителя скидки почти в 10%. Это происходит по мере накопления запасов в дилерских центрах.


Всего через несколько месяцев после того, как дилеры начали предупреждать о замедлении спроса на электромобили, производители, похоже, начали осознавать эту реальность. Ford был первым после того, как дилеры начали отказываться от распределения Mach-E, компания в июле продлила установленный ею самой крайний срок, чтобы достичь годового объема производства электромобилей в 600 000 единиц в год, и отказалась от намеченной на 2026 год цели по производству 2 миллионов электромобилей.


Mercedes-Benz приходится снижать цены на свои электромобили на несколько тысяч долларов только для того, чтобы они попали в руки покупателей. Из-за плохих продаж акции компании 26 октября упали почти на 6%.


GM и Honda расторгли сделку объемом $5 млрд по созданию бюджетных электромобилей стоимостью менее 30 000 долларов к 2027 году.


«Люди наконец-то видят реальность», — заявил председатель Toyota Motor Акио Тойода на выставке Japan Mobility Show, сообщает Wall Street Journal. Управляющий директор Volkswagen предупредил, что продажи электромобилей «стагнируют», поскольку опрос показал, что только 2% водителей купят их в ближайшем будущем.


В попытках исправить ситуацию европейские и американские власти пытаются бороться с засильем китайской продукции. Мировые рынки сейчас наводнены более дешевыми китайскими электромобилями, и их цена искусственно поддерживается на низком уровне за счет огромных государственных субсидий, заявила в прошлом месяце президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен. В настоящее время ЕС взимает 10% пошлины на импортируемые китайские автомобили – намного меньше, чем тарифы в 27,5%, введенные президентом Трампом, а затем сохраненные Джо Байденом. США и ЕС, конечно, могут сократить экспансию китайских электромобилей, но не цены своих производителей.

 

Потребители не встают в очередь за чистым водородом


Блумберг выдал: «Необходимость глубокой декарбонизации ускоряет разработку чистого водорода (H2). Правительства пообещали выделить более $300 млрд финансирования. Поставки электролизеров удваиваются каждый год, начиная с 2020 года, и эта тенденция сохранится и в 2024 году. Основная проблема — спрос. Производителям нужны покупатели. Чтобы повысить спрос во втором полугодии, потребуется больше стимулов – как кнутов, так и пряников».


Сейчас «кнутами и пряниками» правительствам удается заставить местные власти покупать безумно дорогие, нерентабельные в эксплуатации и опасные с точки зрения пожарной безопасности электробусы. Заставить покупать чистый водород коммерческие предприятия труднее − это лишит бизнес части прибыли.


Блумберг сокрушается, что большинство программ финансирования поддерживают производителей чистого водорода, а не пользователей, и это необходимо изменить, если правительства хотят достичь своих целей по спросу на водород.


Правительства начинают стимулировать внедрение H2, но потребуется больше, пишет агентство. ЕС установил квоты на использование возобновляемого H2 в промышленности и на транспорте. Германия запускает контракты на разницу на выбросы углерода (CfD) и планирует построить электростанции, сжигающие H2 или производное топливо.


США объявили о плане на 1 миллиард долларов для поддержки чистого спроса во втором полугодии.


Портфель предлагаемых экологически чистых проектов второго полугодия увеличился более чем в три раза с января − до 174 миллионов метрических тонн в год, что близко к объему, необходимому к 2040 году в сценарии чистого нулевого уровня BNEF (197 миллионов метрических тонн), сообщает агентство.


Проекты Green H2 строятся в геометрической прогрессии. Поставщики оборудования могут поставить 1,7–2,1 ГВт электролизеров в 2023 году, что вдвое больше, чем в 2022 году. Однако объявленные поставки чистого H2 намного превышают спрос, пишет Блумберг, приводя график «заявленных» проектов на сентябрь 2022 года.


Между «заявленными» проектами и «реализованными» − большая дистанция. Нарисовать график с воздушными замками ничего не стоит, а когда приходит срок реализации, всегда найдется причина от них отказаться. Например, испанская нефтяная компания Repsol заморозила инвестиционный план строительства водородного завода в Стране Басков на севере Испании из-за «неопределенности» относительно будущего налога, взимаемого с энергетических компаний, сообщил генеральный директор Джосу Джон Имаз.


Приостановленный водородный проект мощностью 100 МВт стоит около 200 миллионов евро. Из-за якобы нормативной неопределенности на кону стоят зеленые проекты стоимостью около 1,5 миллиарда евро, включая водородные заводы в Картахене и Таррагоне.


Завод в Стране Басков является частью более широкого плана по производству зеленого водорода, который будет использоваться в качестве сырья для экологически чистого топлива на местном нефтеперерабатывающем заводе, заявил в интервью Эмилиано Лопес, глава местного подразделения Repsol. «Если нет стабильности, нет будущего, если нет стабильности, нет инвестиций и нет стратегии», − сказал Лопес.


По мнению ИРТТЭК, если бы Repsol видела перспективу для «зеленого водорода» и «экологически чистого топлива», то смогла бы договориться с правительством при инвестициях в 1,5 миллиарда евро.


В других европейских странах ситуация аналогична. Европейский Союз поставил цель произвести 10 млн тонн зеленого водорода в 2030 году и импортировать еще десять. Чтобы стимулировать этот сектор, Европейская комиссия разработала систему аукционов, которые начнутся в ноябре следующего года с распределения 800 миллионов евро и будут включать «зеленую премию», чтобы покрыть разницу между стоимостью производства возобновляемого водорода и ценой, которую готов платить рынок. Но система аукционов, предложенная исполнительной властью сообщества, «очень затрудняет планирование», поскольку компании не знают, выиграют ли они тендеры, сказала глава датской энергетической компании Ørsted Оливия Бриз. «Морковка настолько мала», что «ее очень трудно укусить», — добавила Бриз.


Президент электролизерной компании Nel и вице-президент Коалиции по возобновляемому водороду Хакон Волдалль напрямую потребовал «короткого периода сильных субсидий для быстрого развития». «Я надеюсь, что через десять лет нам не понадобятся субсидии (…), но они нужны нам сейчас», — заявил Волдалль. А через десять лет… либо шах, либо ишак, либо Волдалль.

 

Два триллиона евро на чистый нуль в авиации


Испанский Repsol перевел в режим «ожидания» не только проект завода чистого водорода, но связанный с ним проект производства синтетического топлива мощностью 100 МВт опять же, согласно официальному объяснению, из-за правовой неопределенности. Но из слов директора Repsol Эмилиано Лопеса Ачура видна другая причина: «Любой проект, который не имеет существенности в промышленной технологической стратегии и проявляется в нормативном поле стимулов и адаптации, не имеет смысла… Промышленная стратегия отсутствует, потому что вопросы энергетики — это не идеологические вопросы в демагогическом смысле, а скорее вопросы технологической и промышленной материальности и стабильного баланса различных функций, которые дает нам природа».


«Нормативное поле стимулов» и «демагогическая идеология» не способны изменить законы природы и экономики, например, заставить перейти на синтетическое топливо европейскую авиационную отрасль. Согласно директивам ЕС, минимальная цель по устойчивому топливу начинается с 2% в 2025 году, увеличивается до 6% в 2035 году и далее до 70% в 2050 году. При этом доля синтетического топлива должна составить в этом году 35%. Для чистого нуля потребуется еще «удаление углерода» (CCS).


Подсчитано, что общие расходы на достижение в авиации чистого нуля составят 1,9 трлн евро, или 59 млрд евро в год. Из общей суммы 820 миллиардов евро пойдут на новые самолеты и обновление парка, что составляет наибольшие расходы − 43%, на топливо придется 40%, и еще 152 миллиарда евро (19%) пойдут на установление цен на выбросы углерода и экономические меры, включая торговлю квотами на выбросы и технологии снижения выбросов.


***


Комментарий ИРТТЭК. Жители европейских стран все больше начинают понимать истинную стоимость энергоперехода, что уже сказывается на негативных для «зеленых» результатах выборов. Пока еще огромный финансовый резерв и технологическое лидерство помогает Европе избежать худшего сценария, но переход на ветрогенерацию, электромобили и борьба с выбросами СО2 быстро теряют привлекательность в глазах европейцев.

 


Материал подготовлен Институтом развития технологий ТЭК




Все материалы рубрики «Нефть и Газ»




13.11.2023

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости