Остались вопросы

Формируем кормовую стратегию в условиях засушливого лета

Наталья ПЕЛЬЦ, кандидат с.-х. наук, доцент Омского ГАУ, консультант-эксперт «Мустанг Технологии Кормления»


Михаил ДЕСЯТОВ, старший консультант-эксперт «Мустанг Технологии Кормления»

 

Погодные условия последних лет в Омской области заставляют животноводческие предприятия задуматься о новых подходах к формированию кормовой стратегии. Жаркий и засушливый 2020-й бросает вызов и заставляет искать решения, которые позволят продолжать получать молоко в любых условиях.

 

Более стабильно чувствуют себя хозяйства, которые отказались от использования зеленых кормов в качестве основных в летний период. И действительно, в настоящее время зеленый корм необходим разве что в эко-животноводстве. Это довольно популярное и, можно сказать, модное направление, но в современном промышленном животноводстве зеленый корм если и применяется, то только в условиях дефицита заготовленных сочных и грубых в количестве не более 15 % от их сухого вещества.

Использование зеленого корма в большинстве случаев негативно сказывается на продуктивности и здоровье животных. В первую очередь, это кормовой стресс: непостоянство питательности бьет по продуктивности коров – фаза вегетации растений изменяется абсолютно каждый день. Растение набирает рост, его питательный состав становится с каждым днем все ценнее для коровы, и, достигая своего пика по питательности и усвояемости, оно удерживает его всего несколько дней – это как раз та фаза, когда корм необходимо законсервировать на зиму. Далее происходит спад усвояемости – увеличивается количество непереваримого лигнина, снижается количество сырого протеина, энергии и т. д. Рацион в этот период сложно балансировать, так как можно только предполагать динамичные показатели питательности зеленого корма.


И, наверное, самое большое препятствие в кормлении зеленым кормом – это погода. Пошли дожди, техника не может войти в поле – коровы получают стресс, плохо поедают предложенные сочные и грубые корма, микрофлора рубца перестраивается на другой корм.


В жаркое засушливое лето растения быстро лигнифицируются и теряют свою ценность.


Используя однотипный круглогодовой рацион, мы убиваем не двух, а сразу трех зайцев: коровы не получают кормовой стресс, растения мы заготавливаем в оптимальную фазу вегетации и, получая точный анализ сочного консервированного корма, можем оптимально сбалансировать рацион.


При планировании потребности в кормах перед агрономическими и зоотехническими службами необходимо ставить одну и ту же задачу: количество заготовленных обменной энергии и протеина с единицы площади кормовых культур и их сохранность при хранении. Тогда на первый план встанут вопросы соблюдения технологии консервирования корма, а не количество ц. корм. ед. – показателя, который не отражает уровень обеспеченности коров кормами.


К сожалению, сегодня говоря о том, что в хозяйстве нет возможности заготовить консервированных кормов на 365 кормодней, специалисты умышленно или неосознанно умалчивают о том, сколько корма они утилизировали ввиду его непригодности к скармливанию.


Определение уборочной зрелости зеленой массы должно опираться на контрольные точки с учетом физиологических потребностей коров: для злаковых трав – выхода в трубку, начала колошения (до 10 %), бобовых – не позднее начала цветения (5–7 % цветения поля), травосмесей – оптимальная фаза преобладающего компонента, кукурузы – молочно-восковая спелость (1/2 или 2/3 пожелтевшего зерна). Уборка кормовых культур в эти фазы позволяет получить максимальное количество энергии и протеина с единицы посевной площади при оптимальных показателях силосуемости (содержание сахара, протеина, буферная емкость), позволяющих добиться стабильности корма при хранении.


Следующий ключевой фактор – это содержание сухого вещества в силосуемой массе, так как при показателе 30–40 % хорошо силосуются даже культуры с высоким содержанием протеина, поэтому важно знать минимальное или критическое содержание сухого вещества, при котором растение относится к силосуемым. Для бобовых – это от 40 % во время цветения до 35 % перед цветением, для злаковых – соответственно 33 и 29 %. В связи с этим рассматривают и длину резки для бобовых: 2–4 см при влажности 50–60 %, 4–5 см при влажности 60–70 %, 5–6 см – при 70–80 %. Для кукурузы молочной спелости с влажностью 75–80 % длина резки должна составлять 3–5 см, молочно-восковой с влажностью 70–75 % – 2–3 см, восковой – не более 1,5 см. Это позволяет добиться хорошей трамбовки массы.


Современные технологии позволяют обеспечить стабильность консервации при неблагоприятных погодных условиях, которые не позволяют довести силосуемую массу до оптимальной влажности – это применение биологических и химических консервантов, сенажирование в рулоны.


Значительно ухудшает силосуемость зеленого корма загрязнение его землей, так как она связывает большое количество образующихся кислот и рН при консервации снижается медленно, в корме интенсивно развиваются гнилостные и масляно-кислые бактерии, которые и вызывают основную порчу кормов. Здесь важно соблюдать высоту среза, обеспечить чистоту подъездных путей, целостность конструкций траншеи.


Соблюдение знакомых технологических правил и применение современных возможностей позволяет обеспечить стабильность питательных веществ и санитарного качества консервированного корма из любой культуры, произвести больше молока на единицу посевной площади по сравнению со скармливанием ее в виде зеленой массы.


Одним из направлений кормовой стратегии должно быть введение новых кормовых культур и районированных сортов, устойчивых к засухе.


Из бобовых культур в условиях Омской области можно рекомендовать шире использовать более приспособленные к климатическим условиям донник, козлятник восточный. Современные консерванты позволяют улучшить силосуемость этих культур, стабилизировать протеин.


Донник возделывают почти на всех типах почв, в том числе на легких супесчаных и песчаных, где выращивание других бобовых трав невозможно или неэффективно. Донник достаточно засухоустойчив, так как его корни усваивают питательные вещества из самых труднодоступных соединений кальция и фосфора и способны доставать воду из глубоких горизонтов, зимо- и холодостоек, но слабо переносит избыточное увлажнение. Ввиду содержания в нем кумарина, который максимально накапливается в период цветения, исходная масса консервировании должна иметь фазу бутонизации и уборочную влажность 55–50 %. Содержание кумарина в корме в небольших количествах оказывает положительное фитонцидное действие.


Одним из интереснейших и перспективнейших растений в кормопроизводстве является козлятник восточный (Galega L). В переводе с греческого «гала» означает «молоко», «агенин» – «действовать», т. е. можно перевести как «молокогон». По кормовой ценности и урожайности не уступает традиционным культурам, а по долговечности выращивания на одном месте значительно опережает их. За два-три укоса на протяжении года за 10–25 лет козлятник дает высокие урожаи зеленой массы и семян. Высокая урожайность козлятника объединяется с полноценностью зеленой массы, которая практически не изменяется в течение всего вегетационного периода. Белок этой культуры содержит полный набор незаменимых аминокислот, в том числе и лимитирующих. Одно из основных преимуществ козлятника восточного перед традиционными культурами – высокий темп роста и развития, который обеспечивает уборочную спелость зеленой массы на 20 дней раньше, чем люцерны.


И еще одна культура, на которую следует обратить внимание, – амарант – засухо- и морозостойкая культура. Урожайность амаранта на плодородных землях – до 2 тыс. ц высококачественной зеленой массы и до 50 ц семян с гектара. Он рекордсмен по содержанию белка, лизина в нем в 2,5 раза больше, чем в пшенице, и в 3,5 раза больше, чем в кукурузе и в других высоколизиновых злаках. Амарант хорошо силосуется, но лучше это делать в смеси с кукурузой, сорго. Поскольку в зеленой массе кукурузы много сахаров, а в зеленой массе амаранта много протеина, силос из них значительно питательней, чем из самого амаранта.  


Но за всем этим, при формировании кормовой стратегии, следует помнить, что жаркое лето – это огромный стресс для коров, и мы должны продумать, как минимизировать негативное влияние повышенных температур на их здоровье и продуктивность за счет кормовых решений. Конечно, в первую очередь – это доступность воды хорошего качества. Под хорошим качеством подразумеваем ту воду, которую хочется пить самому. Не забываем, что даже в летний зной коровы неохотно пьют воду ниже 15 градусов. Раздачу рациона делим на несколько раз и как можно чаще подвигаем корма на кормовом столе. Если корма раздаются в кормушки, то необходима ежедневная очистка их от остатков. Эти приемы помогут решить одну из основных задач в профилактике температурного стресса – не допустить резкого снижения поедания корма.


Так как любая стрессовая реакция требует для адаптационных процессов дополнительных затрат энергии на фоне снижения аппетита, то необходимо увеличить концентрацию энергии в сухом веществе рациона. В качестве дополнительных источников энергии следует выбирать мало- или неферментируемые в рубце: дробленую кукурузу, защищенный жир. При этом нужно несколько снизить количество нейтрально-детергентной клетчатки, так как при ее ферментированнии микрофлора рубца выделяет много тепла и создает эффект разогрева изнутри.


Из кормовых средств – это буферные, витаминно-минеральные смеси, БВМД. В премиксы должны быть включены компоненты, направленные на поддержание энергетического обмена, защиту печени и эпителия кишечника в условиях температурного стресса, в БВМД – защищенные аминокислоты, как источники метильных групп, необходимых для нормализации метаболизма.


Для решения обозначенных выше проблем на рынке существует большое количество качественных продуктов: премиксы, БВМД, в том числе специальные для нивелирования последствий теплового стресса. К ним относятся, например, РуменБуфер плюс – буферная смесь с включением натрия бикарбоната, оксида и гидроксида магния, природного буфера асидбафа, которая обеспечивает постоянное буферное действие. Органический хром позволяет поддерживать уровень глюкозы в крови, не допуская снижения аппетита.


Линейка премиксов Кауфит включает защищенные от распада в рубце витамины, минералы в нескольких формах, что повышает их биодоступность, а также защищенный холин хлорид, который обеспечивает защиту печени.


КауСелл – штамм живых дрожжей Saccharomyces cerevisiae NCYC R404 – стимулирует рост бактерий – утилизаторов молочной кислоты, снижая риск развития ацидоза.


Кормовой концентрат модифицированных растительных масел Актифат М с массовой долей жира 99,9 % обеспечит животных энергией, транзитной в рубце.


Хорошо зарекомендовали себя фитобиотки XTRACT 6965 (ruminant) и XTRACT Капс XL, которые стимулируют поедание корма и снижают количество воспалительных рецидивов в условиях стресса.



Журнал «Сельская Сибирь» № 4(18) 2020


02.09.2020

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости