Остались вопросы

«Убийца летучек»! Прорывное решение для цементирования технических колонн

Алексей Жигалов, директор департамента по работе с нефтяными и сервисными компаниями ООО «Югсон-Сервис»


В настоящее время наиболее часто встречаемой проблемой при ремонтах скважин является негерметичность эксплуатационной колонны (ЭК).


Существует множество технологий ремонтно-изоляционных работ (РИР) для ликвидации негерметичности ЭК. Условно их можно разделить на два метода:


1. РИР с применением внутрискважинного оборудования (ВСО) и тампонажных материалов.


2. РИР с применением только ВСО.


Для скважин с негерметичностью ЭК большой протяженности целесообразней применять так называемые цементируемые «летучки».
Но, к сожалению, на сегодняшний день применяемые «летучки» имеют ряд недостатков, а именно:


- разгерметизация обратного клапана из-за большого объема прокачки абразивного цементного раствора;


- длительное время разбуривания обратного клапана из-за эффекта «подшипника»;


- разгерметизация уплотнения транспортного узла;


- установка в скважину за две спуско-подъёмные операции (СПО).


Принимая во внимание описанную выше проблематику, инженерами ООО «Югсон-Сервис» было принято решение о разработке технического решения для цементирования технических колонн, которое заключается в сокращении затрат на изоляционные работы за счёт исключения одной спуско-подъёмной операции.


Данным решением стала скважинная компоновка для цементирования технических колонн со встроенной мостовой пробкой СК-ЦТК-М.
В составе этой компоновки предусмотрена специальная мостовая пробка, устанавливаемая за одну СПО вместе с самой компоновкой. Таким образом, применяя данное решение, можно получить значительную экономию в объёме затрат на проведение одной спуско-подъёмной операции.

c (2).jpg

Основными преимуществами компоновки являются:


- установка за одну СПО;


- возможность прокачки большого объёма цемента;


- высокая скорость разбуривания отдельных элементов благодаря фиксации от проворота и изготовлению их из легкоразбуриваемого материала.


Процесс работ с СК-ЦТК-М можно условно разделить на четыре этапа:


1. Подготовительные работы


1.1. Определить интервал негерметичности ЭК.


1.2. Провести шаблонирование и скреперование (при необходимости райбирование) ЭК.


2. Установка компоновки в скважине


2.1. Смонтировать компоновку на устье:


- пробка мостовая;


- клапан перепускной;


- клапан обратный;


- центратор (только для специальной версии компоновки СК-ЦТК-М­СТТ-114/140-30-1);


- техническая колонна;


- переводник левый;


- цементировочно-транспортный узел.


2.2. Спустить компоновку на трубах НКТ или ТТ на требуемую глубину с доливом подъёмных труб.


2.3. Определить вес подвески на подъём и спуск.


c (3).jpg

2.4. В полости подъёмных труб создать давление до 20 Мпа для установки пробки мостовой специальной и срабатывания перепускного клапана. При достижении давления 20 МПа произойдет его резкое падение.


2.5. Провести отворот по левому переводнику правым вращением подвески труб.


2.6. Подъёмом подвески на 1 м проверить её разъединение (собственный вес должен снизиться на вес технической колонны).


2.7. Спустить подвеску на 0,5–0,7 м.


3. Проведение тампонажных работ


3.1. Прямой закачкой провести заливку тампонажного материала.


3.2. Поднять подвеску компоновки на 5 метров.


3.3. Обратной промывкой произвести вымыв остатков тампонажного материала.


4. Заключительные работы


4.1. Поднять ЦТУ на поверхность.


4.2. Спустить фрез и разбурить остатки цемента и пробку мостовую специальную.

c (4).jpg


Все компоновки были разработаны в полном соответствии с требованиями основных заказчиков подобного оборудования, линейка типоразмеров расширяется по мере необходимости.

Основные технические характеристики СК-ЦТК-М приведены в таблице ниже:
c (1).jpg


На сегодняшний день с использованием компоновок СК-ЦТК-М проведено несколько десятков успешных скажино-операций. Все работы прошли без осложнений. Герметичность эксплуатационных колонн полностью восстановлена. Скважины запущены в работу.


Наша «убийца летучек» проявила себя как простое, надежное и экономически выгодное оборудование для цементирования технических колонн.



Журнал «НГС (Нефть и Газ Сибири)» № 3(44) 2021 г.



Больше материалов рубрики «Нефть и газ»


Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости