Остались вопросы

Потенциал применения технологии изготовления зданий заводской готовности в современном гражданском строительстве

Николай Дементьев, к.т.н., доцент кафедры промышленного и гражданского строительства Вологодского государственного университета

 

Рассмотрим мировую практику строительства зданий и элементов заводской готовности – прошлое и настоящее, потенциал технологии, проблемы дальнейшего развития.

 

Идее производить конструкции зданий и сооружений в заводских условиях уже довольно много лет. Первые шаги применения технологии отправляют нас в Великобританию XIX века, когда лондонским плотником Маннингом (H. John Manning) к продаже были предложены (рисунок 1) портативные дома Маннинга (Manning Portable Cottage). Основными покупателями этих домов являлись эмигранты, заселяющие колонии Новой Зеландии и Южной Африки .

   

Классическим примером здания из элементов, заранее изготовленных в заводских условиях, является здание Хрустального дворца (Crystal Palace) Джозефа Пэкстона (рисунок 2), построенного в Лондоне к всемирной выставке 1851 года. Здание было возведено всего лишь за 8 месяцев благодаря использованию большого количества типовых элементов (колонн и балок), отлитых из чугуна.

 


В начале XX века в США в ходу были так называемые дома из каталога, предлагаемые различными фирмами. Наиболее распространенными были дома из легких деревянных рам, элементы которых были предварительно изготовлены в заводских условиях (рисунок 3). Одной из фирм, производящих такие дома, была фирма Alladin Homes, основанная в 1906 году. Концепция производства таких домов предполагала возможность возведения на месте при помощи простейшего инструмента. Уже тогда отмечались такие преимущества рассматриваемого подхода, как отсутствие отходов на строительной площадке, точность изготовления и быстрота возведения.

 

С изобретением Генри Фордом конвейера идеи индустриального производства стали проникать и в сферу производства зданий и сооружений. Так, в начале XX века зародилось движение Фордизма. За счет внедрения стандартизации и сокращения типоразмеров появилась возможность использовать эффект масштаба производства, что позволило снизить стоимость и увеличить качество строительства. При этом несмотря на то, что дома состояли из стандартизированных элементов, у архитектора была возможность разрабатывать здания с различными внешним видом и объемно-планировочными решениями.

 

В Германии в 30-х годах XX века архитектором Эрнстом Маем (Ernst May) была разработана технология массового строительства индустриального сборного жилья на основе пемзобетонных панелей (рисунок 3). Панели размером 3×1,10×0,20 м и весом 726 кг предлагалось устанавливать с помощью крана небольшой грузоподъемности. Монтаж 2-этажного дома выполнялся приблизительно за 17 дней, однако при увеличении количества занятых рабочих на стройке и оборудования это время могло быть сокращено до 1,5–2 дней.

 


Немецкий опыт вызвал интерес в Советском Союзе, и в 1940 году в НИИ строительной техники Академии архитектуры СССР под руководством Г. Ф. Кузнецова началась разработка проектов панельно-каркасных жилых домов. Однако ввиду начала Великой Отечественной войны строительство первого каркасно-панельного дома было реализовано только в 1948 году. Авторами проекта являлись архитекторы В.И. Богомолов, Н.М. Фукин, инженеры Г.Ф. Кузнецов, Б.Н. Смирнов, Н.В. Морозов, В.А. Вольнов, под общим руководством инженера В.Ф. Промыслова. В дальнейшем в СССР и России получила развитие практика строительства как каркасно-панельных зданий, так и зданий с несущими панелями и зданий из объемных блоков заводского изготовления.

 

Применительно к каркасным зданиям промышленного и гражданского назначения прогресс в области развития современных средств автоматизированного проектирования, расчетных комплексов привел к появлению так называемых «предварительно-спроектированных зданий» (Pre-engineered buildings). За счет использования типовых элементов, ограничения конфигураций пролетов, шагов колонн и высотных отметок появилась возможность значительно ускорить изготовление и строительство таких зданий. При этом архитектор имеет относительную свободу в выборе объемно-планировочных и визуальных решений здания (рисунок 4).

 


В настоящее время технология конструкций заводского изготовления эволюционирует в сторону технологии DfMA (Design for Manufacture and Assembly – проектирование для производства и сборки), а также более широкого понятия Offsite Construction (внеплощадочное изготовление). Технология подразумевает использование приемов проектирования, в результате применения которых минимизируются количество компонентов и упрощается сборка изделия. Одной из характерных черт применения вышеуказанной технологии является разработка модульных компонентов зданий, в которые интегрированы не только несущие и ограждающие конструкции, но и элементы систем жизнеобеспечения. Эти компоненты могут быть реализованы как в виде каких-то плоских двумерных элементов (панелей стен, перекрытий), так и объемных модулей.

 

В качестве примера использования двумерного модульного компонента можно привести конструкцию здания отеля Т30, возведенного в г. Чанша (КНР) корпорацией BROAD GROUP, а именно ее подразделением BROAD Sustainable Building Co в 2012 году. Основными несущими элементами здания являются стальные колонны с диагональными подкосами и плиты перекрытия, выполненные в виде пространственного металлического каркаса на основе системы перекрестных ферм размером 3,9 на 15,6 м в плане. В пространстве между поясами ферм на стадии изготовления на заводе размещаются элементы инженерных систем (рисунок 5). Напольное покрытие также выполняется в заводских условиях. Основные конструкции здания были возведены менее чем за 15 суток.

 


Объемные модульные элементы на рынке представлены в виде так называемых PPVC - блоков (Prefabricated Prefinished Volumetric Construction – объемная конструкция заводского изготовления с отделкой). Идея данного решения также заключается в том, чтобы на стадии изготовления на производственной площадке такой модуль сразу бы оснащался не только несущими и ограждающими конструкциями, но и инженерными системами, сантехникой, отделкой, а также при необходимости – мебелью. В качестве конструкционных материалов для несущих конструкций в таком модуле используются железобе-тон, сталь и древесина. Этажность зданий, построенных по рассматриваемой технологии, может составлять до 40 этажей для модулей из железобетона, до 20 для модулей на основе стальных несущих конструкций и до 3–4 этажей для модулей из древесины (рисунок 6).

 


Конструктивное решение модуля при исполнении в металле, как правило, представляет собой каркас из прокатных или ГС-профилей с заполнением из ЛСТК. Сам модуль может быть выполнен как с несущими вертикальными элементами, так и в самонесущем варианте. Так, в проекте MoHo, реализованном фирмой Shedkm Architects в Манчестере (Великобритания) в 2005 году, модули устанавливались в несущую раму здания (рисунок 7). В случае же железобетона – это объемная монолитная железобетонная конструкция с несущими стенами (рисунок 8). Деревянные модули конструктивно похожи на стальные, с той лишь разницей, что ввиду прочностных характеристик древесины этажность зданий из таких модулей значительно меньше (рисунок 9).

 





На практике размеры таких модулей, как правило, имеют 4–5 м в ширину, 3–6 м высоту и длину 16–18 м. Очевидно, что размеры модуля могут назначаться из множества условий, начиная от замысла архитектора, наличия подходящего подъемно-транспортного оборудования и заканчивая требованиями властей, предъявляемыми к транспортировке, и не являются какими-то жестко зафиксированными значениями. Так, группа компаний «МонАрх» выпускает модули размерами 18х6,5 м и высотой 3,474 м. Площадь такого модуля составила 117 кв. м (рисунок 10).

 


Применение рассматриваемой технологии, по оценкам экспертов, позволяет достичь значительного экономического и социального эффекта. Так, перенос в заводские условия таких работ, как устройство инженерных сетей и отделочных работ, позволяет сократить время строительства таких зданий на 50 % по сравнению с традиционными методами строительства, а также снизить на 30 % объем внутриплощадочных работ, что значительно уменьшает количество несчастных случаев на строительной площадке и нагрузку на окружающую среду. Учитывая вышесказанное, ожидается значительный рост числа зданий, построенных по этой технологии. Так, в Австралии предполагается, что к 2030 году каждое десятое здание будет выполнено из модульных компонентов.

 

Вместе с тем многие специалисты отмечают, что применение технологии модульного строительства сопряжено с некоторыми трудностями. Среди них в первую очередь специалисты выделяют проблему отсутствия нормативной базы для проектирования таких зданий. Также вызывают затруднения отсутствие специалистов и неосведомленность потенциальных инвесторов, отсутствие координации и коммуникации между заинтересованными сторонами, более высокая начальная стоимость, отсутствие государственной поддержки, трудности транспортировки и значительные начальные капитальные затраты на развертывание производства модулей. Существует также и ложное восприятие технологии как средства строительства дешевого социального жилья, однако в мировой практике существует множество примеров применения технологии и для строительства жилья повышенной комфортности. Одним из таких примеров и является упомянутый выше проект MoHo.

 

Следует отметить, что применительно к развитию нормативной базы в России исследования ведутся, разработан СП 501.1325800.2021 «Здания из крупногабаритных модулей. Правила проектирования и строительства. Основные положения», однако его применение ограничено зданиями, выполненными из железобетонных модулей. Другие же аспекты применения технологии фактически не рассмотрены, и в этом направлении предстоит еще очень много работы.

 

В плане государственной поддержки имеет смысл изучить опыт Сингапура и Китайской Народной Республики, где подрядчики, выполняющие строительство по государственному заказу, обязаны предоставить оценку проекта с точки зрения доли стандартизированных элементов здания, выполненных в заводских условиях. Эта оценка влияет на вероятность получения разрешения на строительство и предоставление участка для строительства. В Сингапуре такая оценка выполняется согласно требованиям Buildable Design Appraisal System (Система оценки строительных конструкций). В КНР же вычисляется так называемый коэффициент сборности здания, учитывающий количество элементов и работ, выполненных в заводских условиях. При этом оценка производится по всем системам здания, включая отделку.

 

В заключение хочется отметить, что, по мнению автора, технология модульного строительства, положенная на опыт советских и российских архитекторов и инженеров в области сборного строительства, позволит значительно нарастить производительность труда и повысить качество в строительстве, решать амбициозные задачи, стоящие перед страной.





Все материалы рубрики «Строительство»




16.04.2023 

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости