Из 93 тысяч лифтов, которые необходимо заменить к 2025 году, в планах капремонта стоит только 45 тысяч. Сложнее всего решить проблему в домах на спецсчетах.
На лифты не хватило денег
Прошлый год стал рекордным по вводу жилья за всю историю страны, и половина сданных площадей пришлась на многоквартирные дома. При этом сбоев в поставках лифтов для новостроек на фоне ухода зарубежных производителей с российского рынка практически не возникало. Трудности есть только с лифтами для высотных зданий со скоростью движения кабины свыше 2,5 м/с – такие подъемники в России пока не производятся. Но работа над решением данной проблемы сейчас ведется. Об этом сообщила Заместитель Председателя Комитета Государственной Думы РФ по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева в ходе онлайн-встречи, организованной Национальным лифтовым союзом.
Гораздо сложнее ситуация с заменой лифтов в старом жилом фонде. До 15 февраля 2025 года, согласно требованиям Техрегламента Таможенного союза «Безопасность лифтов», в стране нужно заменить более 93 тыс. лифтов. При этом в краткосрочных планах капитального ремонта регионов учтено только 45 тыс. подъемников – то есть меньше половины. Что будет с остальными – непонятно.
Положение усугубляется тем, что 41 тыс. лифтов, требующих замены, находится в домах, где средства фонда капремонта формируются на специальных счетах. Накопленных сумм не хватает для замены лифта, а возможности для заимствования ограничены, отметила Светлана Разворотнева.
Этот вопрос давно обсуждается специалистами, в том числе в Госдуме. По словам депутата, самым правильным и понятным инструментом его решения стал бы механизм господдержки, который действовал в 2020 году - выделение средств на организацию процедуры факторинга. Однако в 2023 году, в связи со сложной экономической ситуацией, выделить в бюджете деньги на эти цели не удалось.
Заменить нельзя отключить
Сейчас ведется поиск других путей, которые позволят удешевить обновление лифтового оборудования. «В частности, есть предложение освободить от НДС производителей работ и услуг по капремонту, - рассказала Светлана Разворотнева. – В первую очередь, речь идет о дорогостоящих работах, таких как замена лифтов. Сегодня этот законопроект формулируется, идею поддерживают Минстрой и наш Комитет, но вопрос упирается в Минфин, и наша задача – сформулировать такие аргументы, которые Минфин убедят».
Депутат убеждена, что без прямого софинансирования программ замены лифтов регионы не справятся с этой задачей. «Мы продолжаем доказывать, что это необходимо, потому что из многих регионов уже приходят сигналы, когда Ростехнадзор просто принудительно обещает отключить лифты по причине их высокого износа, а альтернативы, к сожалению, нет – дополнительные платежи граждане собирать не готовы», - резюмировала она.
Российских лифтов хватит на всех
По данным Фонда развития территорий, в 2022 году в РФ законтрактовано на замену и модернизацию по капремонту более 14 тыс. лифтов. Это примерно на 20% меньше, чем годом ранее. Общая сумма контрактов составила $45 млрд. В Российском лифтовом объединении (РЛО) приводят еще более низкие цифры: за год состоялись аукционы на замену менее 10 тысяч лифтов. Лидерами по количеству проведенных торгов стали Санкт-Петербург, Самарская область, республика Крым, Иркутская область.
В то же время выделены ТОП-5 субъектов РФ, которым рекомендуется обратить особое внимание на замену лифтов – Самарская, Ульяновская, Ярославская и Астраханская области плюс Удмуртская республика. К 2025 году у более чем 50% эксплуатируемых подъемников в этих регионах истекает срок службы.
Генеральный директор РЛО Петр Харламов отметил, что мощностей российских лифтостроителей достаточно, чтобы полностью закрыть потребность в рамках программы замены лифтов. При этом сегодня нужно использовать больше отечественных лифтов в новостройках. Это позволит избежать в будущем проблем с поставками запчастей или их удорожанием.
В 2023 году, по прогнозам эксперта, в России будет использовано около 40 тыс. лифтов – как в новом строительстве, так и при замене старого оборудования.
Все материалы рубрики «Строительство»
01.02.2023