Остались вопросы

Лифтовую отрасль может сгубить монополия?

Больше года обсуждается вопрос так называемой реформы лифтовой отрасли, инициированной представителями АО «ДОМ.РФ». 

В профессиональном сообществе не утихают бурные споры о необходимости предложенных изменений. Особенно остро участники рынка отреагировали на возможность появления нового крупного лифтостроительного завода в Подмосковье, где под общим брендом будут выпускать лифты два ведущих производителя России и Беларуси. По мнению экспертов, это приведет к неизбежному банкротству многих мелких и средних компаний в отрасли.

   

С февраля прошлого года животрепещущей для лифтового комплекса России стала тема, связанная с перспективами внедрения в нем элементов госрегулирования в условиях рыночной экономики и консолидации лифтостроительных производств. Очередным витком ее развития стал ответ АО «ДОМ.РФ» на совместное обращение Национального лифтового союза и Ассоциации «Российское лифтовое объединение» от 17.03.2020 г. по вопросу целесообразности строительства нового лифтостроительного завода с планом выпуска 40 тыс. лифтов в год.


Президент НЛС Виктор Тишин, который прокомментировал полученный ответ, выделил два ключевых момента: во­первых, в нем оспариваются аргументы и выводы НЛС и РЛО о том, что имеющиеся производственные мощности лифтостроителей России позволяют выполнить программу замену лифтов в Российской Федерации и поддерживать нужные темпы обновления лифтового парка.


Согласно данным Комитета по аналитике и статистике НЛС и данным, приведенным в приложении к совместному обращению НЛС и РЛО, в период с 2016 по 2019 гг. российскими лифтостроителями произведено и смонтировано на объектах более 109 554 единиц лифтового оборудования, а их суммарная производственная мощность равняется около 100 тыс. лифтов в год.


Производственные мощности лифтостроительных предприятий страны, рассчитанные АО «ДОМ.РФ», исходя из пикового производства лифтов за 4 года, составляют 37 200 лифтов. По оценкам АО «ДОМ.РФ», с 2016 по 2019 год в стране произведено около 27 521 единицы лифтов.


Учитывая изложенное, отмечается в ответе компании, представленная оценка Национального лифтового союза и Ассоциации «Российское лифтовое объединение» не соответствует данным АО «ДОМ.РФ», в соответствии с которыми потенциал российских заводов сильно преувеличен и дефицит лифтового оборудования при планируемом объеме 60 тыс. лифтов в год через пять лет составит 30 тыс. единиц.

Цитата

По данным Росстата, в 2019 году в России произведено 26.2 тыс. лифтов – это 97,5 %
от уровня 2018 года (26.9 тыс. лифтов). Падение производства лифтов в стране продолжается
уже второй год подряд.

Цитата


Для реальной оценки возможностей предприятий специалисты акционерного общества считают необходимым провести инспекционные проверки независимыми экспертами.


Таким образом, констатирует президент НЛС, даже в условиях экономического спада в стране идея возведения крупного лифтостроительного завода с расходованием на это значительных денежных средств не отвергнута.


Во-­вторых, символичным он назвал факт попадания контролируемого АО «ДОМ.РФ» ОАО «ЩЛЗ» – единственного среди лифтовых заводов страны – в список организаций для включения их в перечень системообразующих организаций российской экономики. Список, который предстоит рассмотреть правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики, содержится в приложении № 1 к письму заместителя министра промышленности и торговли РФ В. С. Осьмакова министру экономического развития РФ М. Г. Решетникову от 15.04.2020 г.


На основании этого можно сделать вывод, считает Виктор Тишин, что курс на государственное регулирование в лифтовой отрасли сохраняется и развивается.


НЛС намерен внимательно отслеживать ситуацию и принимать доступные ему меры, препятствующие монополизации лифтового рынка, т. к. риски такого развития событий налицо.


Тем более многим специалистам лифтового комплекса не кажется очевидным, что появление крупного лифтового завода поможет справиться с прогнозируемым дефицитом лифтового оборудования.


НЛС и РЛО уверены в том, что имеющиеся лифтостроительные мощности достаточны для удовлетворения рыночного спроса на лифтовое оборудование. Кроме того, следует иметь в виду, что с момента принятия решения о создании нового мощного предприятия до запуска производства на нем пройдет несколько лет. Привести же отработавшие назначенный срок службы лифты в соответствие с Техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011) необходимо до 15.02.2025 года, т. е. эта работа уже должна идти, и она идет.


 

По материалам Национального лифтового союза для журнала «Архитектура и строительство» № 1(155) 2020


20.05.2020

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости