Остались вопросы

«Госэкспертиза становится партнером застройщика, а не просто надзорным органом»

В последние годы стройотрасль стремительно меняется, и вместе с ней трансформируется институт госэкспертизы. Сегодня он не просто выполняет функции контроля, а становится помощником инвестору в создании надежного и безопасного объекта. О том, как сократить ошибки при проектировании, можно ли повысить профессионализм заказчика и кому нужны типовые решения в строительстве, – наш разговор с начальником Сибирского филиала Главгосэкспертизы России Ириной Таран.

 

- Ирина Витальевна, сегодня строительная отрасль России претерпевает глобальную трансформацию: чуть ли не каждый день обсуждаются новые инициативы, принимаются очередные стандарты и правила. Как на этом фоне меняется институт Госэкспертизы и его роль в современном строительстве?


- Стройка действительно меняется, а вместе с ней и экспертиза – она идет в ногу со временем и иногда даже выступает инициатором изменений. За последние годы институт экспертизы серьезно трансформировался. Расширился предмет экспертизы, мы перешли к экспертному сопровождению и теперь движемся в сторону экспертного консалтинга – это перенос экспертизы на более ранний период, даже на стадию замысла проекта. Мы работаем с застройщиком очень плотно, внедряем сервисы планирования. Становимся сегодня помощником и партнером для наших заявителей, проектировщиков, а не просто надзорным органом.


Сейчас ведется большая работа по цифровизации отрасли, в том числе по переходу к машиночитаемым данным. Уже с 1 августа 2023 года сметная документация и пояснительная записка должны предоставляться только в машиночитаемом формате. Главгосэкспертиза разработала сервис проверки и визуализации документов в формате XML, мы проводим для коллег бесплатные обучающие семинары по работе с этим инструментом. Также свои образовательные продукты отрасли предлагает учебный центр, где заказчикам, застройщикам, органам исполнительной власти помогают повысить квалификацию. Еще одна важная задача, которая стоит перед нами, – объединить на одной цифровой платформе все органы экспертизы, включая негосударственные. Это станет большим скачком вперед.


- Главгосэкспертиза выдает заключения на самые разные объекты строительства – какие из них наиболее сложные и проблемные? В каких направлениях чаще всего случаются отказы в выдаче положительного решения? Почему?


- Через экспертизу действительно проходит большое количество объектов, они все разные и по-своему сложные. Бывает, небольшие объекты, но очень сложные, которые долго не могут получить одобрение и, наоборот, – крупные объекты, легко проходящие экспертизу. На мой взгляд, самая главная ошибка инициатора проекта – заказчика или застройщика – отстраняться от участия в самом инвестиционно-строительном процессе: он выдал задание и решил, что на этом его работа закончилась и можно уже ничего не контролировать. Из опыта – когда заказчик погружен в процесс, когда он грамотно разрабатывает задание на проектирование, взаимодействует с проектировщиком по сбору исходных данных, вникает в конкретные проектные решения, то положительный результат выходит гораздо проще и быстрее.


Конечно, бывают какие-то критичные ошибки, которые были допущены в самом начале в связи с чьей-то некомпетентностью, но в любом случае, если заказчик реагирует вовремя и сразу, они могут быть устранены. Очень часто заказчик включается в последний момент, когда понимает, что до окончания срока экспертизы остаются считанные дни и положительного решения не предвидится. Тогда он звонит со словами: «А что же делать?». Мы проводим для заказчиков консультации сразу, как только выдали замечания, оцениваем имеющиеся ошибки на критичность. Бывает, что требуются какие-то дополнительные согласования, часто отсутствуют полные исходные данные, встречаются ошибки в экологических изысканиях, они выполнены некачественно и т. д. – все эти моменты нужно сразу отслеживать. И роль заказчика в этом процессе должна быть повышена! Если он включен в работу, если он грамотный и неравнодушный, то это уже залог успеха, это точно поможет объекту получить положительное заключение в кратчайшие сроки.


- К сожалению, наши заказчики зачастую не обладают необходимыми компетенциями, чтобы участвовать в этом процессе, как хотелось бы…


- Абсолютно согласна, и как раз наш учебный центр, о котором я говорила выше, призван помочь это исправить. Например, уже этой осенью в Омской области стартует обучающий курс для участников инвестиционно-строительного процесса – представителей Минстроя, Минтранса, Минпрома и других наших ключевых заказчиков, а также проектировщиков. Запланировано расширенное обучение заказчика, чтобы помочь региону в создании системы единого заказчика в строительстве. Это очень важно, потому что у нас активно идет стройка в муниципальных образованиях – районах, а там найти грамотного заказчика на разноплановые объекты очень сложно.


Обучающий курс длится два месяца, его пройдут около 60 участников от Омской области. Для Главгосэкспертизы это пилотный проект, и, надеюсь, вскоре мы распространим данную практику сначала на весь Сибирский ФО, а потом и далее – думаю, другие регионы тоже захотят обучить своих заказчиков, проектировщиков. Это будет такое массовое повышение квалификации.


- Тогда и ошибок при разработке проектной документации станет меньше?


- Надеюсь, что так. Грамотные кадры решают все, а с учетом нашего стремительно меняющегося законодательства нужно постоянно держать руку на пульсе и знать, что происходит в отрасли. Самое главное, что проверяет экспертиза, – это вопросы безопасности. Объекты с ошибками в области безопасности могут привести к риску возникновения аварийных ситуаций, гибели людей, ущерба экологии и другим глобальным негативным последствиям. Я всегда говорю, что самая большая ошибка – это ошибка, допущенная в самом начале пути. Поэтому, повторюсь, экспертиза сейчас идет по пути трансформации своей деятельности в сторону экспертного сопровождения, чтобы застройщик обращался к нам на самой ранней стадии. Тогда мы сможем исключать первоначальные критичные ошибки и не допускать в дальнейшем необходимости перепроектирования, которое требует дополнительных денег и времени, срывает планы инвестора и бюджетные программы. Наша главная задача – работать всем вместе, с заказчиком и проектировщиком, с самого начала.


- Сегодня регионы переходят на ресурсно-индексный метод в строительстве. Кроме положительных последствий в виде точности расчетов и возможного удешевления стройки, какие могут возникнуть сложности при использовании новой модели ценообразования? Как переход на РИМ изменит работу Главгосэкспертизы? Как регионы Сибири переходят на РИМ?


- Этот процесс начался уже давно, и, конечно, проделана огромная работа: актуализирована сметно-нормативная база, система индексов изменилась кардинально – их количество выросло более чем в 2 раза. Такая детализация приводит к более правильному определению сметной стоимости. Для экспертизы же главная цель – не снизить стоимость объекта, а добиться того, чтобы она была достоверной, чтобы за эти деньги объект можно было реализовать. Также в Главгосэкспертизе созданы региональные центры мониторинга, в том числе в Сибирском филиале, которые в числе прочего занимаются расчетом индексов. У нас есть и служба поддержки – контактный центр, куда можно обратиться с вопросами по РИМ.


Сложностей, конечно, много – в частности, опять же, нужны квалифицированные кадры, чтобы правильно составить сметы, посчитать индексы. В первое время сохранится возможность расчетов по старому базисно-индексному методу для объектов, у которых задание на проектирование утверждено до момента перехода на РИМ, и это добавит если не сложности, то определенной специфичности работе органов экспертизы. Эксперты должны будут смотреть объекты одновременно и по новому, и по старому методу.


Что касается регионов Сибири, то флагманом здесь является Новосибирская область, которая перешла на РИМ еще в первом квартале 2023 года. Со второго квартала присоединились Омская и Иркутская области, Алтайский край и Республика Хакасия; с третьего – Красноярский край и Республика Алтай. Остальные регионы мы еще ожидаем.


- Один из способов удешевить и ускорить стройку – применять типовые проектные решения. Не вернет ли такой подход нас в эпоху типового строительства, высмеянного в известном советском новогоднем фильме?


- Я не думаю, что взятый курс на применение типовых проектов вернет нас в прошлое. Самое главное, чтобы эти решения были эффективными с точки зрения экономики и технологичности. В любом случае, современные проектные решения нужны, а разрабатывать их каждый раз заново для нового объекта – дорого и нецелесообразно. Особенно это накладно для бюджетных заказчиков – на них, в первую очередь, и рассчитана эта инициатива. Зачем вновь и вновь изобретать велосипед? В то же время, если есть желание разработать нечто более эффективное – пожалуйста, никто не запрещает. Тем более, что даже у нас, в Сибири, везде разные условия – климатические, геологические, сейсмические и т. д., и это нужно учитывать в проектах. Но типовыми решениями пользоваться однозначно надо. К тому же те типовые объекты, которые сегодня строятся, – школы, детские сады, на самом деле очень красивые и современные, и, если они будут растиражированы, это пойдет только в плюс. Наконец, у заказчиков где-то в сельских поселениях может не быть ни денег, ни достаточных компетенций для создания высококачественного проекта – почему бы ему не взять лучшее и не использовать повторно? Уверена, что это правильный путь.



Все материалы рубрики «Строительство» 



31.10.2023

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости