Уже завтра, 17 ноября, Госдума РФ рассмотрит в первом чтении поправки к Градостроительному кодексу, главная цель которых – использовать в решении проблемы ветхого и аварийного жилья частное финансирование.
Сегодня более 40% многоквартирного жилого фонда в России старше 50 лет, и это чревато для государственного бюджета многомиллиардными расходами. Не пройдет и двух десятилетий, как объем аварийного и ветхого жилья может вырасти в разы – это притом, что действующая программа по расселению и без того реализуется недостаточно быстро для того, чтобы говорить об эффективном решении проблемы.
Исходя из этой ситуации, профильный Комитет по транспорту и строительству проработал законопроект, в котором заложен новый механизм борьбы с аварийным жильем – институт комплексного развития территорий (КРТ). Предполагается, что для территорий, в границах которых не менее 50% площади занимают аварийные и ветхие дома, включенные в программу расселения, будет действовать специальный упрощенный порядок территориального планирования.
При этом, реализовывать проекты комплексного развития смогут как сами органы власти федерации, субъекта, муниципалитета, определяя источники финансирования, так и юридические лица, которые получат подобное право в результате победы в аукционе.
Чтобы не допустить «заморозки» проектов и увеличения доли проблемного жилого фонда, предусмотрены особые требования к участникам торгов. В частности, обязательным условием для заключения договора о комплексном развитии территории предусматривается наличие у участников аукциона опыта (не менее трех лет) создания многоквартирных домов общей площадью не менее 5 тыс. кв. метров в совокупности. Этот факт должен быть подтвержден наличием соответствующих разрешений на ввод многоквартирных домов в эксплуатацию.
При этом, регионы наделят правом самостоятельно принимать решение о целесообразности участия в программе КРТ, сохранив наряду с этим существующий механизм расселения аварийного жилья. Собственники домов, соответствующих критериям аварийных и ветхих, смогут влиять на принятие решений об участии в программе комплексного развития территории: либо вступить в программу, набрав для этого более 2/3 голосов, либо отказаться от участия (для этого необходимо более 1/3 голосов). Участникам программы гарантируют обмен жилья на равноценное или денежную компенсацию по стоимости новой «обменной» квартиры.
Если проекту дадут жизнь и идея комплексного развития территорий будет востребована среди застройщиков и инвесторов, темпы переселения из аварийного и ветхого жилья возрастут, и у регионов появится возможность приблизиться к реализации целевых показателей национального проекта. Также, по задумке авторов законопроекта, он отчасти позволит избавиться от точечной застройки территории, которая не подразумевает комплексного благоустройства и создания необходимой инфраструктуры.
Проект уже поддержали парламенты Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республик.
Незавершенное строительство в Сибири
Сегодня более 40% многоквартирного жилого фонда в России старше 50 лет, и это чревато для государственного бюджета многомиллиардными расходами. Не пройдет и двух десятилетий, как объем аварийного и ветхого жилья может вырасти в разы – это притом, что действующая программа по расселению и без того реализуется недостаточно быстро для того, чтобы говорить об эффективном решении проблемы.
Исходя из этой ситуации, профильный Комитет по транспорту и строительству проработал законопроект, в котором заложен новый механизм борьбы с аварийным жильем – институт комплексного развития территорий (КРТ). Предполагается, что для территорий, в границах которых не менее 50% площади занимают аварийные и ветхие дома, включенные в программу расселения, будет действовать специальный упрощенный порядок территориального планирования.
При этом, реализовывать проекты комплексного развития смогут как сами органы власти федерации, субъекта, муниципалитета, определяя источники финансирования, так и юридические лица, которые получат подобное право в результате победы в аукционе.
Чтобы не допустить «заморозки» проектов и увеличения доли проблемного жилого фонда, предусмотрены особые требования к участникам торгов. В частности, обязательным условием для заключения договора о комплексном развитии территории предусматривается наличие у участников аукциона опыта (не менее трех лет) создания многоквартирных домов общей площадью не менее 5 тыс. кв. метров в совокупности. Этот факт должен быть подтвержден наличием соответствующих разрешений на ввод многоквартирных домов в эксплуатацию.
При этом, регионы наделят правом самостоятельно принимать решение о целесообразности участия в программе КРТ, сохранив наряду с этим существующий механизм расселения аварийного жилья. Собственники домов, соответствующих критериям аварийных и ветхих, смогут влиять на принятие решений об участии в программе комплексного развития территории: либо вступить в программу, набрав для этого более 2/3 голосов, либо отказаться от участия (для этого необходимо более 1/3 голосов). Участникам программы гарантируют обмен жилья на равноценное или денежную компенсацию по стоимости новой «обменной» квартиры.
Если проекту дадут жизнь и идея комплексного развития территорий будет востребована среди застройщиков и инвесторов, темпы переселения из аварийного и ветхого жилья возрастут, и у регионов появится возможность приблизиться к реализации целевых показателей национального проекта. Также, по задумке авторов законопроекта, он отчасти позволит избавиться от точечной застройки территории, которая не подразумевает комплексного благоустройства и создания необходимой инфраструктуры.
Проект уже поддержали парламенты Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республик.
Незавершенное строительство в Сибири
16.11.2020