Остались вопросы

Антон Глушков, президент НОСТРОЙ: «Система единого госзаказчика облегчит работу строителей»

Управление бюджетными проектами и качество их исполнения в России часто оставляют желать лучшего. Что изменит появление единого госзаказчика в строительстве и к каким еще новшествам готовиться подрядчикам в 2021 году? Об этом наш разговор с Антоном Глушковым.


3o.jpg


Антон Глушков, президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ)


Антон Николаевич, когда планируется создать новую госкомпанию, которая будет отвечать за госзаказы в сфере строительства? Что она будет собой представлять, как действовать?

Сейчас Минстрой России работает над тем, чтобы объединить строительные структурные подразделения (дирекции) различных министерств, например Минздрава, Минобрнауки, Минкультуры, Минспорта. Впоследствии институт единого заказчика будет облачен в форму публично-правовой компании на базе одного из заказчиков. В первую очередь такой институт позволит повысить эффективность капитальных вложений, поскольку централизация функций государственного заказчика приведет к сокращению сроков возведения объектов капитального строительства, в том числе за счет сроков проведения конкурентных процедур. Контроль деятельности единого заказчика в сфере строительства будет осуществлять Правительство России, Минстрой России и Счетная палата.

На какие объекты строительства будет распространяться действие нового механизма? А какие стройки под него не подпадут?

Поскольку единый госзаказчик агрегирует в себя строительные ведомства федеральных органов власти, его полномочия охватят все федеральные договоры строительного подряда. Это контракты на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также совершение сделок с недвижимым и иным имуществом единого государственного заказчика. Однако нацпроект «Дороги России» не войдет в область полномочий такого заказчика.

Что новый механизм изменит в порядке госзакупок, отборе подрядчиков, участвующих в тендерах, схеме их взаимодействия с властью?


Новый механизм значительно упростит участие подрядчиков в торгах, поскольку все аукционы будут централизованы в одном ведомстве. Они станут еще прозрачнее и доступнее. При этом правовая культура заказчика повысится, что позволит сократить количество нарушений при проведении процедур закупок, а значит, ускорит сроки заключения договоров подряда и уменьшит количество судебных дел.

Во многих регионах управление проектами и квалификация заказчика оставляют желать лучшего. Какие пробелы нужно устранить в первую очередь?

В первую очередь необходимо заниматься правовой культурой заказчика, обучать и объяснять самые распространенные ошибки проведения конкурентных процедур, рассказывать, как действовать в случаях, если такие ошибки уже допущены или не было возможности их избежать. У каждого регионального заказчика в штате обязательно должен быть квалифицированный строитель и сметчик для проверки проектной документации, поскольку в превалирующем количестве госконтрактов на стадии исполнения выявляются недостатки проектной документации, которые либо значительно увеличивают сроки выполнения работ, либо приводят к увеличению цены контракта, либо и вовсе делают невозможным ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства. В итоге и подрядчик, и заказчик получают значительный ущерб. Во-вторых, необходимо ввести систему рейтингования подрядчиков, которая позволит эффективнее реализовывать государственные программы, поскольку при заключении госконтракта заказчик будет уверен в выбранном подрядчике и сможет планировать заключение дальнейших контрактов.

Главная цель введения единого госзаказчика в строительстве – сокращение сроков возведения объектов и борьба с недостроями. Насколько отрасль продвинулась в решении этих двух проблем в 2020 году и как новый механизм будет этому способствовать?


В 2020 году межведомственное взаимодействие по проблеме недостроя и на федеральном, и на региональном уровнях происходит настолько тесно и эффективно, что уже 10 регионов приняли планы по снижению количества объектов незавершенного строительства, назначили ответственные органы исполнительной власти по учету таких объектов.
При этом для сокращения сроков возведения объектов максимально внедряются инновационные технологии, материалы, которые также способствуют качеству и долговечности строительства. Новый механизм позволит тщательнее контролировать исполнение контрактов, увеличить количество и ускорить процесс торгов на окончание работ на незавершенных строительством объектах и ввод их в эксплуатацию, таким образом – реализовать государственные программы и национальные проекты.


Как сегодня готовятся регионы к новому механизму? Что изменится для региональных властей?


У региональных властей появится наглядный пример работы системы госзаказчика по принципу одного окна. Видя практику единого заказчика, региональный заказчик будет ориентироваться на нее и повышать эффективность своей работы. Но при этом стоит задуматься о введении единого заказчика строительных услуг в каждом регионе.


Какие сложности могут возникнуть в начале работы по новой схеме? Возможны ли задержки оплаты работ по контрактам и увеличение сроков реализации проектов из-за перегрузки единой структуры?


Единый заказчик на основе регулятора в первую очередь вплотную столкнется с теми методологиями строительства, ценообразования, с различными нововведениями в 44-ФЗ и связанными с ним подзаконными актами, которые, возможно, им же и разрабатывались или утверждались, и на практике увидит пробелы или коллизии, о которых говорит строительное сообщество. К примеру, такие сложности могут возникнуть при практическом применении Федерального закона № 98-ФЗ в части увеличения сроков или увеличения цены контракта из-за коронавирусной инфекции. На законодательном уровне такое право имеется, во многих случаях необходимость реализации такого права у сторон договора строительного подряда также имеется, однако на практике применить эту норму, заключить дополнительное соглашение без санкций со стороны контролирующих органов практически невозможно. За все время действия соответствующей нормы 98-ФЗ заключено невероятно малое количество таких допсоглашений в сравнении с количеством просрочек исполнения строительных контрактов, в связи с той неблагоприятной ситуацией, которая была в текущем году, когда выполнять строительные работы было невозможно. Также существует ряд коллизий законодательства, связанных с этапом отбора подрядчика. К примеру, на каком этапе конкурентной процедуры участник закупки – член СРО должен иметь соответствующий уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, поскольку это обязательное условие участия в конкурентной процедуре – на момент подачи заявки, рассмотрения вторых частей или непосредственно заключения контракта? Таким образом, единый заказчик скорее столкнется с проблемами процессуальными, нежели проблемами исполнения контрактов со стороны заказчика.


Какие еще изменения ожидаются в 2021 году для подрядчиков, работающих по госконтрактам?


В 2021 году будет запущена система «Строительные кадры», которая должна способствовать эффективному использованию трудовых резервов строителей. Работодатели будут иметь более четкое представление о процессах, происходящих на рынке труда, а отрасль в целом – иметь понимание о пробелах в квалификациях и необходимости повышения конкретного кадрового потенциала. Также важным изменением станет перевод всей работы по жалобам и претензиям в электронный вид, то есть весь документооборот, как на стадии закупки, так и на стадии исполнения контракта, расторжения контракта, а также включения недобросовестных подрядчиков в РНП, будет производиться электронно в ЕИС в сфере закупок. Причем такой формат будет не только для 44-ФЗ, но и для 223-ФЗ. Будут сокращены все регламентированные сроки на этапе заключения контрактов, здесь же введется возможность снижения подрядчиком- победителем цены контракта. В случае расторжения заказчиком контракта в одностороннем порядке обеспечение по такому контракту заказчик сможет вскрыть (использовать), если компания попадет в РНП. При этом банки становятся субъектами 44-ФЗ и субъектами ответственности, блокирование средств по спецсчету будет почти сразу после получения оператором заявки – максимум в течение 50 минут; предлагается ввести иммунитет заблокированных средств на спецсчете от обращения взыскания. В отношении конкурентных способов закупки с НМЦК свыше 20 млн рублей вводится требование о наличии у поставщика минимум одного закрытого контракта без неустоек, цена которого должна быть не менее 20 % НМЦК по объявленной заказчиком закупке (за исключением торгов с доп. требованиями). Если такой истории не будет, то не будет и возможности  поучаствовать в закупке и, как следствие, подать жалобы на извещение и проект контракта. Это основные изменения, которые нас ждут в 2021 году, но, разумеется, список далеко не исчерпывающий.



 

Журнал «Архитектура и Строительсво» № 4 (158) 2020

 



Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.